Юрия Олешу можно без преувеличения назвать одной из самых загадочных персон в русской литературе. И пока исследователи его творчества придумывают новые термины, чтобы охарактеризовать уникальный стиль автора, читатели отдают должное не только необычной манере письма, но и тому, как быстро произведения Олеши захватывают, буквально затягивают в водоворот лаконичного, плотного и переполненного образами текста. Его роман «Зависть» многие ученые-литературоведы называют вершиной творчества не только самого Юрия Олеши, но и вообще всей русской словесности двадцатого века.
Главный герой «Зависти» - Андрей Бабичев, директор треста советской пищевой промышленности. Он прагматичен, до самозабвения предан своей работе – новый сорт колбасы для него под стать редкостному бриллианту, - но он неглупый и незлой человек, склонный даже к альтруистическим поступкам. Однажды он поднимает с мостовой пьяного юношу, привозит к себе домой, предоставляет бедолаге кров и пищу. Юношу зовут Николай Кавалеров. С этого и начинается странная и таинственная история о глубокой, всепоглощающей зависти. Кавалеров, живший до этого в трущобах, чувствует себя уязвлённым сытостью и благополучием Бабичева. И хотя тот никогда открыто не унижал Кавалерова, он всё же чувствует себя на его фоне шутом и мелким человечком. Знакомство с родным братом Андрея Бабичева, Иваном, одержимым, кроме зависти, еще и чувством мести, становится для Николая роковым.
Столь неожиданные причудливые переплетения судеб героев, переданные читателю уникальным и мало на что похожим литературным языком Юрия Олеши, делают "Зависть" своего рода романом-инсталляцией. Невероятно мощный с художественной точки зрения текст воспринимается почти как современный арт-объект; его можно увидеть с разных ракурсов и отыскать в нём множество граней смыслов. При этом ни один из них не лежит на поверхности - этот роман, безусловно, предназначен для вдумчивого и серьёзного чтения.
Что и говорить - Юрий Олеша весьма глубоко проник в тайну человеческих чувств: он разоблачил зависть там, где она выдавала себя за вполне благородные порывы: жажду справедливости, торжество романтики над прагматикой. Тончайшая психология и поразительное умение преображать реальность, в чем-то, пожалуй, роднит классика советской литературы с другим его знаменитым собратом по перу - Францем Кафкой. Однако есть существенное отличие: Олеша в своих сюжетах никогда не стремился к абсурду как к цели. Причудливость его текстов лишь подчеркивает главную мысль и идею в произведении. Именно поэтому чтение книг Юрия Олеши так похоже на увлекательный эксперимент, начать который можно с его удивительного романа "Зависть".
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.