История знает немало ярких примеров того, как дети, родившиеся в крестьянских семьях, у неграмотных родителей, становились великими писателями, поэтами, учёными. Правда, в большинстве таких случаев родные выступали категорически против малопонятных устремлений свои чад, и если не открыто препятствовали им, то выражали явное неодобрение. Мачеха Ломоносова, например, запрещала Михайле читать, и прятала от молодого человека книги и учебники. Родители Сергея Есенина совершенно не признавали гениальности и славы сына, и при каждой встрече умоляли поэта бросить свои «частушки» и заняться настоящим делом. Писателю Владимиру Солоухину в этом плане повезло гораздо больше: любовь к литературе ему с детства прививала именно мать – простая крестьянка из Владимирской губернии. Сегодня его повести и рассказы с удовольствием читают во всём мире. Самые известные из них вошли в сборник «Камешки на ладони», выпущенный издательством «Детская литература».
Одни и те же произведения Солоухина имеют одинаковый успех и у взрослого, и юного читателя, что, несомненно, свидетельствует о настоящем таланте писателя. Найти универсальный, понятный и простой литературный язык, и остаться при этом мастером слова высокой пробы, удаётся далеко не каждому автору. И хотя Владимира Солоухина традиционно относят к плеяде «деревенщиков», его прозу можно смело назвать аристократичной – она поражает чистотой писательского слога, доброжелательным и уважительным отношением к героям и читателю, и исключительно изысканна в своей простоте.
Но самое удивительное – читая рассказы сборника «Камешки на ладони», отчётливо понимаешь: Владимир Солоухин искренне верит в то, что каждый человек – прекрасен. Даже деревенский пастух Анатолий из рассказа «Немой», бросающий в коров комьями земли, пьющий и не умеющий объясняться без ругательных слов, оказывается ранимым и тонко чувствующим. Он со слезами на глазах слушает, как играет на кларнете приезжий дачник, и, оказывается, всю жизнь мучается от того, что сам не может извлечь из пастушеского рожка ни одной мелодии, хотя в душе звучит прекрасная музыка…
Даже второстепенные персонажи у Солоухина получаются глубокими и запоминающимися. Например, тётя Маша из рассказа «Каравай заварного хлеба» - женщина с нелёгкой судьбой, у которой война отняла единственного сына. Подобные короткие, но яркие штрихи высвечивают практически каждое произведение, и придают им небывалую эмоциональную силу.
Владимир Солоухин - один из тех авторов, кто в советские годы не боялся писать о христианских духовных ценностях, называя вещи своими именами. Но писать не с надрывом, а с любовью, не скорбя, а радуясь. Вложив в свои рассказы весомый смысл, Владимир Солоухин сумел оставить их лёгкими – словно «Камешки на ладони».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.