«Только один он может заменить кого угодно. Сергей Сергеевич — это моя отрада», — так великий русский полководец Суворов отозвался однажды о своём адъютанте — полковнике Сергее Кушникове. Великому генералиссимусу вторил и знаменитый историк Николай Карамзин: «Кушников есть для меня герой благородства душевного», — писал он. Сергей Сергеевич, как вспоминали его современники, от таких похвал приходил в смущение и заявлял, что решительно их недостоин. И всё же русская история запомнила Кушникова как истинного филантропа, для которого благотворить и помогать людям было не обязанностью, а призванием.
Ещё однокашники по Петербургскому кадетскому корпусу отмечали в Сергее какую-то особенную мягкость сердца и сострадательность. Например, во время совместных прогулок по городу он не мог спокойно пройти мимо просящих подаяние. В то время как его друзья безо всякой застенчивости расталкивали загородивших дорогу нищих, Сергей опустошал свои карманы, раздавая беднякам все взятые с собой деньги. «Слишком жалостливый ты! — подтрунивали над ним кадеты. — Плохой из тебя вояка выйдет!»
Но они ошибались. Когда в тысяча семьсот восемьдесят седьмом году Сергей Кушников в чине поручика выпустился из кадетского корпуса, он сразу же попал в действующую армию — шла Русско-Турецкая война. При штурме Очакова молодой поручик особенно отличился, и был награждён золотым крестом. Тогда-то и заметил его Суворов. Больше года Кушников, уже в чине полковника, состоял личным адъютантом у прославленного военачальника. При этом Сергей Сергеевич совершенно не воспринимал своё положение как возможность отсидеться в безопасности. Нет, подобно простому рядовому солдату, он бросался в самую гущу сражений, постоянно рискуя жизнью ради Отечества.
Но вот настали мирные времена. В тысяча восемьсот седьмом Сергей Сергеевич получил пост в московском департаменте Сената. Важная государственная работа, казалось, не должна была оставить времени на какую-либо другую деятельность. Но только не для Кушникова! Именно в это время Сергей Сергеевич стал одним из основных опекунов московского Инвалидного дома и Павловской больницы, посвящая заботе об их благосостоянии всё свободное время. Параллельно он принимал активное участие в проекте по возведению храма Христа Спасителя, и регулярно жертвовал посильные суммы на строительство будущей святыни.
С большой чуткостью относился Сергей Сергеевич и к своим ближним. К примеру, когда историк Николай Карамзин из-за финансовых трудностей был вынужден продать свой дом, Кушников поселил его со всей семьёй в своём особняке.
Переняли стремление творить благо и потомки Сергея Сергеевича. Его младший сын, Михаил Сергеевич, восстановил в одном из чебоксарских сёл церковь Преображения Господня, полностью обновив отделку, роспись и внутреннее убранство. Другой сын, Георгий Сергеевич, занимался обустройством Рождественского храма в подмосковной Барвихе, а также был одним из инициаторов открытия и попечителем Института благородных девиц в Керчи.
А Сергей Сергеевич Кушников в буквальном смысле до последнего вздоха думал не о себе, а о других. Он уже не вставал с постели и был очень плох; рядом хлопотали родные и друзья. Но вдруг краем уха Кушников уловил разговор о том, что их общих друг, выдающийся государственный деятель граф Сперанский тяжело заболел. Сергей Сергеевич, собрав все силы, на которые только был способен его угасающий организм, воскликнул: «Идите же скорее к нему, не заботьтесь обо мне; таких как я — много, а Сперанский у нас один!»
Именно эти слова многие скажут и о Сергее Сергеевиче после его кончины — от обитателя московской ночлежки до самого императора: «Кушников у нас был один!»
Все выпуски программы Имена милосердия
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











