Купцов Кёнигов в российском деловом сообществе уважительно называли "королями": Леопольд Егорович "царствовал" в сахарной промышленности, а его сын, Леопольд Леопольдович Кёниг, слыл, в свою очередь, "хлопковым королём". Однако, главным в их хозяйской деятельности было по-настоящему королевское -- уважительное и заботливое -- отношение к своим рабочим и служащим.
Леопольд Егорович Кёниг начал свой путь с должности простого рабочего на сахарном заводе и с истинно немецкой дотошностью изучил все нюансы производства сахара из тростника. Заняв денег у родственников жены, Кёниг приобрёл разорившуюся сахарную фабрику. Через два года с помощью модернизации производства не только вернул все долги, но и получил первую прибыль. Вскоре Леопольда Егоровича в Петербурге уже называли "сахарным королём" (с немецкого слово "Кёниг" переводится как "король"). Работать у Кёнига желали многие: на его производстве использовались передовые технологии, рабочие получали повышенную зарплату, бесплатно пользовались услугами врачей при фабрике, могли дать своим детям начальное и профессиональное образование за счёт хозяина. Кёниг стремился воплотить в жизнь идею гармоничного "союза труда и капитала": интересы рабочих должны защищаться хозяином завода, на котором они трудятся.
Со временем сахаропроизводство из импортного тростника в России пошло на спад. Тогда Леопольд Егорович обратил своё внимание на растущее свёклосахарное производство на Украине, начал скупать там земли и строить заводы. Благодаря ему в ряде населённых пунктов на севере Харьковской губернии (современная Сумская область) появились больницы, школы, дизельная станция, телефон и электричество. В Тростянце, небольшом городке в шестидесяти километрах от Харькова, где располагалась основная фабрика Кёнига, были открыты для рабочих и членов их семей библиотека, родильный дом и начальное училище. Служащие промышленника обеспечивались меблированными квартирами с водопроводом и электричеством.
Королевское отношение к рабочим дало свои плоды: сахарное предприятие Кёнига производило одиннадцатую часть всего рафинада Российской империи, годовой оборот фирмы достигал сорока миллионов рублей. После смерти Леопольда Егоровича руководителем семейного дела стал младший сын -- Юрий Леопольдович. В тысяча девятьсот тринадцатом году он профинансировал строительство красивейшего православного Вознесенского храма в Тростянце для своих рабочих, хотя сам был по вероисповеданию лютеранином.
Старший сын Леопольда Кёнига, Леопольд Леопольдович Кёниг, в свою очередь, развивал собственное текстильное дело. Молодой хозяин заботился о достойной жизни своих рабочих и их семей так же активно, как и его отец. Он построил благоустроенное общежитие для рабочих, прекрасно оборудованную больницу, клуб, открыл бесплатную читальню и вечернюю школу для своих сотрудников, а их дети получали образование в Невском училище Императорского Русского технического товарищества за счёт Леопольда Леопольдовича.
В конце девятнадцатого века Леопольд Кёниг инициировал строительство больницы и родильного дома в Петербурге, куда могли обратиться женщины, независимо от их имущественного положения. Из требуемых на строительство полумиллиона рублей основную часть внёс именно Кёниг. Императрица Александра Фёдоровна разрешила назвать больницу в свою честь Александринским женским приютом и взяла над ней покровительство. В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александринский приют был открыт с родильным домом на пятьдесят восемь мест, гинекологической больницей на двадцать две кровати и акушерской школой.
Купеческая династия Кёнигов стремилась защищать интересы рабочих и заботилась об их быте и досуге, поэтому к Кёнигам все относились с уважением и благодарностью.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия