Каждая Православная Церковь очень трепетно хранит память о начале своего существования. Например, Русская Православная Церковь постоянно вспоминает о том, как на берегах Днепра в 10 веке зародилось Русское православие. Ведь именно в водах Днепра в 988 году совершилось Крещение Руси.
Грузинская Церковь тоже внимательно относится к своей истории. Православные грузины даже географически обозначили место начала своей христианской цивилизации. Место это сохранилось до сих пор, находится недалеко от Тбилиси и называется Мцхетой.
Мцхета значительно древнее Тбилиси и когда-то была столицей Грузии. Город был отстроен вокруг собора Светицховели, что с грузинского переводится как «животворящий столп». Название это появилось не случайно. Под Светицховели по преданию хранится хитон, то есть верхняя одежда, Спасителя. Хитон был принесен в Грузию еще в первом веке несколькими христианами, спасавшимися от гонений. В том месте, где был спрятан хитон, вырос кедр, от которого стали получать исцеление люди и животные. Так и возникло название «животворящий столп».
Место строительства Светицховели знаменательно еще и тем, что именно здесь по призыву святой Нины произошло крещение грузинского царя Мириана Третьего, с которого началась христианская история Грузии.
Светицховели - это огромный архитектурный комплекс со множеством помещений внутри. Согласно легендам в Светицховели во время нашествия мусульман могло прятаться все население Мцхеты. Светицховели это еще и целая сокровищница православных реликвий. Одна из них – каменная купель царя Мириана.
Купель Мириана находится внутри собора в правой его части. Хотя купель представляет собой несомненную историческую ценность, Грузинская Церковь приняла решение, чтобы она по-прежнему использовалась для совершения таинства крещения. Грузинской Церкви очень важным является показать связь поколений православных грузин, которые веками принимали крещение в одной и той же купели.
Когда я был в Грузии и посещал Мцхету, в Светицховели мне показали эту самую купель царя Мириама. Надо сказать, что она производит одновременно впечатление простоты и величия. Смотришь на нее и понимаешь – да, вот здесь началась православная Грузия и здесь же она продолжается благодаря упомянутому уже решению Грузинской Церкви продолжать крестить в купели Мириама самых обычных, незнатных грузин.
Кроме купели Мириама, в Светицховели имеются и другие ценные реликвии. Среди них особое место занимает точная копия Святой Кувуклии - часовни в Иерусалиме над местом погребения Христа. Хранится в Светицховели и знаменитый, чудотворный крест с изображениями и мощами самых великих грузинских святых. В общем, можно с уверенностью сказать, что Светицховели до сих пор является одним из наиболее значимых центров грузинского православия.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.