Когда в 2004 году вышел фильм «Страсти Христовы», было много разговоров о том, что, при всех достоинствах картины, натуралистичность, с которой в ней представлены события самых трагических страниц Евангелия, граничит с бесцеремонностью. Критики считали, что вполне возможно более тактичное и при этом не менее художественное воплощение тех же самых Евангельских событий. И вспоминали одно из произведений русской литературы — драму «Царь Иудейский», написанную Великим князем Константином Константиновичем Романовым.
Талантливый стихотворец, видная фигура поэзии серебряного века и представитель императорской фамилии, Константин Романов скромно подписывал свои произведения инициалами «К.Р». Далеко не все читатели знали, кто скрывается за этими буквами. Они просто искренне восхищались прекрасными, полными духовной глубины и искренней веры стихами.
Драму «Царь Иудейский» Великий князь писал на протяжении трёх лет. Судя по авторским датировкам, основная работа над пьесой велась им в Страстные седмицы — недели, предшествующие Пасхе — 1909-го и 1912-го годов. Особая атмосфера этих дней, безо всякого сомнения, помогла автору глубоко пережить Евангельские события, происходившее в то же самое время, но две тысячи лет тому назад, в Иерусалиме. И отразить это в своём драматическом произведении живо, ярко, но вместе с тем благоговейно и тонко.
Драма написана изысканным поэтическим слогом, очень напоминающим шекспировский. Но главная её особенность даже не в художественных достоинствах, которые очевидны. А в том, что Константин Романов предлагает взглянуть на Вход Христа в Иерусалим, предательство Иуды, арест в Гефсиманском саду, суд Пилата и казнь на Голгофе, с неожиданного ракурса. Он не спешит дерзновенно ставить читателя непосредственно у подножия Распятия, или в числе жён-мироносиц отправлять его к пустому Гробу воскресшего Христа. Всё происходящее автор преподносит через рассказы действительных очевидцев: Иосифа Аримафейского, Никодима, исцелённого Христом от слепоты Вартимея, Симона Киренеянина, нёсшего за Христом Его Крест; фарисеев, римлян, простых жителей Иерусалима. И это ничуть не отдаляет читателя от событий, а совсем наоборот, усиливает восприятие и заставляет ещё глубже и трепетней их переживать.
Неслучайно и то, что среди действующих лиц пьесы мы не найдём самого Христа. Не сделав Иисуса непосредственным персонажем театральной постановки, Великий князь и поэт Константин Романов, тем не менее, сумел передать Его явственное присутствие в каждом слове своей драмы «Царь Иудейский». Напомнив читателям, что Господь всегда незримо находится рядом с каждым из нас.
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране:
23 апреля. О тщетности спешки
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Всякий торопливый терпит лишение».
О тщетности спешки, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
23 апреля. О грехе гордыни
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
О грехе гордыни, — священник Захарий Савельев.