Одним из самых видных и уникальных деятелей Древней Руси является сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии) — князь Андрей. Он получил прозвище «Боголюбский», которое сегодня мы можем толковать сразу в двух ключах. С одной стороны, как «Андрей, любимый Богом», ведь князь был очень успешным правителем, а с другой стороны, как «Андрей, любящий Бога», ведь он был христианином, который много сделал для утверждения Православия на Руси.
Благодаря миссионерской деятельности Андрея Боголюбского укрепилось почитание Богородицы, как Заступницы всего русского народа. Боголюбский особо чтил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, учрежденный в Русской Церкви в начале двенадцатого века и получивший широкую народную любовь именно при князе Андрее.
С именем Андрея Боголюбского навсегда связана и одна из самых значимых реликвий русского православия — Владимирская икона Божией Матери, написанная самим евангелистом Лукой. С этим образом Богородицы князь Андрей Юрьевич вышел из своего удельного княжества в Вышгороде и двинулся на Северо-Восток Руси. В дороге произошло много чудес, а главным стало явление князю Божией Матери, которая указала, что Ее икона должна храниться во Владимире. Этот город и стал новой столицей, а икона была помещена в новом каменном Успенском соборе и получила то имя, под которым известна сегодня всему миру — Владимирская икона Божьей Матери.
Богобоязненный христианин, князь Андрей Боголюбский был дипломатом и миссионером, полководцем и градостроителем. Образованный, начитанный, князь Андрей обладал также писательским дарованием.
Трудами Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальские земли украсились белокаменными храмами. Совершенно точно известно, что мастеров он приглашал из самых разных уголков: «и приведе ему Богородица из всех земель все мастеры», — говорит летописец. Княжеские зодчие стали создателями самобытной архитектурной школы, основанной на лучших традициях киево-печерских и романских мастеров, и в то же время отличающейся неповторимым своеобразием. Князь Андрей приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу. Все, чем гордится Владимирская земля сегодня: и Золотые ворота, и храм Покрова-на-Нерли, и златоглавый Успенский собор, и Кидекша, и белокаменные палаты в Боголюбово — созданы трудами и силой творческого духа святого князя Андрея.
За годы своего правления Андрей Боголюбский не только построил церкви — он возвел крепкий фундамент православия на своей земле. Великолепие храмов наглядно показывало современникам Андрея Боголюбского превосходство православия над языческими культами. Даже многие иностранные послы, как писали современники, «да видят истинное христианство и крестятся».
Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в начале восемнадцатого века в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.