В России Масленицей называется неделя перед наступлением Великого поста. Само название "масленица" возникло благодаря тому, что в течение этой недели мясо по церковному уставу уже изымается из рациона, но еще можно есть различные молочные продукты, сливочное масло в том числе. Отсюда и масленица. На масленицу в России принято устраивать веселые гуляния, люди получают возможность вдоволь повеселиться перед наступлением Великого поста - времени для особого воздержания и духовного подвига.
Итак, в России масленица длится одну неделю. А вот в православной Грузии ее принято отмечать ДВЕ недели. Первая часть грузинской масленицы, ее первая неделя называется “Кеенобой”, вторая – “Берикаобой”. О “Берикаобе” мы с вами в одной из программ уже говорили. Наступило время для рассказа о “Кеенобе”.
Кееноба - та часть подготовки грузин к Великому посту, когда еще можно есть мясо. Вот почему в течение Кеенобы буквально надо всей Грузией стоит притягательнейший аромат шашлыка. Впрочем, им одним дело не ограничивается. Православные грузины в течение Кеенобы проявляют чудеса кулинарии и готовят самые разнообразные мясные блюда. Безусловно, не только для того, чтобы отведать самим, но и чтобы угостить родственников и друзей. Ведь кееноба – это еще и время для хождения в гости.
Но не только в шашлыке особенность Кеенобы. Название “кееноба” происходит от слова “кеен”, то есть “царь”. В древние времена кееноба являлась временем поддержания патриотического духа грузин. В ходе Кеенобы в грузинских городах и селах разыгрывались театральные представления. В город якобы врывались иноземные захватчики во главе со своим царем – “кееном” и захватывали в городе власть.
Красочно одетые актеры закрывали свои лица масками упомянутого уже царя, кеена, его супруги, визиря, а также воинов, напоминавших янычар. Театральное нашествие напоминало грузинам о реальных нападениях, которые совершали турки и персы на их страну. В ходе Кеенобы шуточные захватчики также игровым образом свергались и после такой победы начинались массовые гуляния.
При помощи Кеенобы грузины укрепляли свой дух, напоминали себе об обязанности защищать свою православную культуру. В советские годы традиция Кеенобы в Грузии была запрещена. В связи с ее православно-патриотическими корнями. В наши дни кееноба в Грузии возрождается. И пусть многие грузины воспринимают ее просто как народную традицию. Будем надеяться, что в скором времени кееноба вновь займет в грузинской культуре место особой подготовительной недели перед Великим постом.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о кеенобе - первой части грузинской масленицы.
«Окна на ЗАГС»
Окна моей квартиры выходят на городской ЗАГС. Очень часто, особенно по субботам, я слышу задорные крики «Горько!», сигналы автомобилей и вижу, как участники торжества открывают шампанское. Но сегодня, в утро пятницы, здесь тихо, хотя на парковке стоят несколько автомобилей, украшенных ленточками.
Всё ясно, расписываются. Так оно и есть. Из здания ЗАГСа сначала высыпает толпа весёлых родственников и друзей, а следом выходят счастливые жених с невестой. «Интересно, а где же традиционные крики "Горько" и выстрелы шампанского?», — думаю я. И тут замечаю, как один солидный мужчина, наверное, отец кого-то из молодожёнов, достаточно громко говорит: «Друзья, давайте по машинам, батюшка в церкви уже ждёт нас!»
Так вот оно что, впереди венчание! А после него всё будет, и возгласы «Горько», и поцелуи жениха с невестой, и звон бокалов. Мне становится радостно от того, что в нашем городе образовалась ещё одна семья. И я мысленно желаю молодожёнам счастья, любви и помощи Божией в их совместной жизни.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране:
23 апреля. О тщетности спешки
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Всякий торопливый терпит лишение».
О тщетности спешки, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.