В небольшой комнате каменного трехэтажного дома зажгли непривычно много светильников. Жилище располагалось под самой крышей инсулы — так называли в римской империи многоквартирные дома. Гости теснились — их было слишком много, и одному юноше пришлось даже разместиться на подоконнике. Это были первые христиане города Троада. Все собравшиеся со вниманием слушали апостола Павла, который продолжал свою проповедь до полуночи.
Вероятнее всего, хозяином скромного жилища, в котором со своими учениками беседовал апостол Павел, был грек по имени Карп, один из троадских бедняков. Он стал помощником апостола Павла и вошел в число апостолов от семидесяти. Так называют круг проповедников и миссионеров первого века от Рождества Христова, чьи имена сохранились в Писании.
Имя Карп переводится с древнегреческого как «плод» и оно лишь однажды встречается в Новом завете. О Карпе упоминает сам апостол Павел в своем втором послании к ученику Тимофею. Находясь в римской тюрьме, незадолго перед казнью, апостол Павел просил принести ему книги, что хранились в доме у Карпа в Троаде и «фелонь» — этим словом, скорее всего, обозначено было не богослужебное одеяние, а просто теплая верхняя одежда. Во время своих миссионерских путешествий апостол Павел не раз бывал в Троаде, тогда это был крупный портовый город на берегу Эгейского моря. Здесь он останавливался в доме Карпа и тут же хранили некоторые вещи и книги.
О жизни и трудах апостола Карпа известно немного. Согласно церковному преданию, Карп был человеком простым, добродетельным и обладал возвышенной чистотой ума. Поначалу Карп исполнял лишь отдельные поручения — доставлял послания апостола Павла к адресатам. Впоследствии же под руководством своего духовного учителя и наставника Карп начал апостольское служение. Он нес Слово Божье в души соплеменников и народов тех стран, где путешествовал.
За благочестие апостол Павел рукоположил Карпа епископом Берийским. Город Берия в апостольские времена был вторым по значению в римской провинции Македонии — это нынешняя территория Балканского полуострова. Немало трудов положил во славу церкви новый епископ. Многократно Карп принимал участие в диспутах с фарисеями и простыми иудеями и доказывал божественную сущность и истинное значение крестного подвига Иисуса Христа. Проповедуя о Христе в Берии, Карп обратил в христианство немало язычников.
По одним источникам, святой апостол Карп скончался мирно в Берии, а по другим — принял мученическую кончину в гонения при императоре Нероне. Согласно церковному преданию, мощи святого были упокоены в Берии Фракийской, в том же храме, где он много лет трудился и проповедовал.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов