Человек, даже ничего об Африке не знающий, обязательно слышал о масаях. Масаи — особый народ, проживающий в саваннах на юге Кении. Особый — потому, что масаи как будто выпали из исторического процесса. Они упорно сохраняют свой традиционный уклад жизни — питаются и одеваются так, как это было много веков назад.
Масаи до сих пор живут общинами. Но сегодня их деревни в большинстве своем находятся на территории национальных парков Кении. И теперь масаи являются обитателями заповедников. Туристы приезжают в их деревни, знакомятся с бытом масаев, фотографируются с ними. Можно было бы подумать, что наплыв туристов мог вызвать у масаев отторжение по отношению к «белой» цивилизации. Но нет! Более того, вы удивитесь, большинство масаев — христиане. Причем, среди них много православных. Более того, в Африке на сегодняшний день имеется, как минимум, четыре православных священника из племени масаев.
Живут масаи очень бедно. Их дома обычно представляют собой обыкновенные мазанки — каркас из ветвей, обмазанный навозом. В отличие от личных жилищ масаев их храмы выглядят значительно более презентабельно. На православные храмы масаи не скупятся и делают их из листового железа — довольно дорогое удовольствие по африканским понятиям.
Масайское богослужение выглядит для нас очень непривычно. Во-первых, из-за того, что служба в масайских храмах проводится, как минимум, на двух языках — масайском и суахили.
Некоторые элементы богослужения масаи заменяют на собственные песнопения. Например, на Литургии вместо песнопения перед Причастием масаи под барабаны исполняют собственные гимны религиозного содержания. Да-да. Использование там-тамов и других видов барабанов в масайских храмах — дело обычное и привычное.
В масайских храмах нет привычных для нас певчих и специальных хоров, которые поют во время богослужения. Во-первых, на то, чтобы содержать профессиональных певцов у масайских приходов денег просто нет. А во-вторых, традиция общего пения буквально находится в крови у африканских племен, в том числе у масаев. Поэтому масаям просто не нужен профессиональный хор на богослужении. Они сами с большим удовольствием наизусть исполняют все песнопения на службе. Замечательная вещь — в храмах у масаев висит обычная школьная доска, на которой мелом написано — какие песнопения будут в этот день исполняться.
Еще одной отличительной деталью масайских храмов является то, что там имеются стулья и скамейки. Дело в том, что это тоже часть африканской культуры — важные вещи нельзя слушать стоя. Для полного сосредоточения нужно сесть. Если не на стул, так на пол. Вот поэтому масаи на богослужении сидят. Не из-за лености, а в знак сугубого внимания.
Вот такие колоритные и необычные черты приобрело Православие на Африканском континенте.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия