После того, как Христос умер на Кресте, один из его тайных учеников, Иосиф Аримафейский, отправился к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату попросить позволения похоронить Иисуса. Иосиф спешил. По иудейскому закону погребение нужно было совершить не позднее захода солнца, тем более, что следующим днем была пасхальная суббота. Получив от Пилата разрешение снять Тело Спасителя с Креста, ученик положил его в высеченном в скале склепе. Вместе с еще одним последователем Христа, Никодимом, Иосиф умастил Тело Мессии благовониями, обвил плащаницей, и оставив скальной гробнице, привалив ко входу камень.
Именно так описано погребение Христа в Евангелии. Однако, свидетельство евангелистов неоднократно пытались оспорить скептики. Так, например, американский историк Джон Доминик Кроссан в середине двадцатого века сделал заявление, что Иисус не мог быть погребен, поскольку по иудейской традиции распятие считалось позорной казнью, и тела тех, кто принял ее, оставляли на съедение зверям. Ответом на это утверждение стало археологическое открытие, совершенное в 1968 году в окрестностях Иерусалима греческим ученым Василиосом Цаферисом.
Мнение эксперта:
Во время раскопок на северо-восточной окраине Иерусалима археологи обнаружили несколько иудейских гробниц, относящихся ко времени Второго храма – то есть, к периоду со второго века до Рождества Христова до семидесятого года по Рождестве Христовом. В пещерах, закрытых тяжелыми плитами, находились так называемые оссуарии – небольшие, украшенные резьбой, каменные емкости, предназначенные для повторного погребения. Согласно древнееврейской традиции усопших сначала помещали в выдолбленные в скале ниши, а по истечении определенного срока кости собирали в оссуарии – это позволяло экономить место в родовых гробницах.
В одном из таких оссуариев, надписанном «Йехоханан, сын Иезекииля», ученые нашли останки человека, который был казнен распятием на кресте. Явным свидетельством того, что погребенный был именно распят, стал восемнадцатисантиметровый гвоздь, пронзивший пяточную кость.
О том, что евреи погребали распятых в соответствии со своим законом, свидетельствует историк первого века Иосиф Флавий. «...Иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию до заката солнца снимают и хоронят» - писал он в своей книге Иудейская война. Находка археологической экспедиции профессора Цафериса также показала, что иудейская традиция допускала захоронения людей, казненных через распятие. Однако, у скептиков оставался вопрос – почему археологам удалось обнаружить захоронение лишь одного из тысяч людей, распятых в Палестине в период Римского правления? Может быть, это исключение?
Мнение эксперта:
Каменная гробница, в которой находились останки, принадлежала состоятельной и знатной семье. Родственники распятого могли позволить себе скальные захоронения. Большинство же казненных римлянами иудеев относились к низшим сословиям. Их погребали в ямах. Могилы, выкопанные в земле, бедны по находкам и более подвержены разрушению. Кроме того, распятие, как правило, не оставляло особенных следов в останках. Гвоздь в ноге Йехоханана сохранился лишь благодаря случайности - он загнулся, зацепился за дерево и не мог быть удален из тела.
Именно этот гвоздь заставил ученых обратить внимание еще и на то, что обе голени человека, погребенного в оссуарии, были перебиты. Эта деталь свидетельствует о том, что римляне казнили иудеев особым образом. Согласно римским обычаям распятого оставляли медленно умирать на кресте. Но поскольку еврейская традиция требовала погребения в день казни, в Палестине голени распятых перебивали, чтобы ускорить смерть. Об этом свидетельствует и апостол Иоанн Богослов. В Евангелии от Иоанна говорится, что двум разбойникам, распятым с Иисусом, перебили голени. Теперь этому есть археологическое подтверждение.
Останки неведомого Йехоханана, найденные учеными в скальной гробнице на окраине Иерусалима, чудом сохранились до наших дней. Они стали наглядной иллюстрацией того, как погребали казненных на кресте во времена евангельских событий!
Евгения Павлычева
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых