Свеча — один из самых привычных атрибутов православного богослужения. Перефразируя известное высказывание Станиславского, можно сказать, что со свечной лавки начинается православный храм. В том смысле, что абсолютное большинство прихожан, придя на богослужение, в первую очередь стремятся поставить зажженную свечу на подсвечник перед иконой. Зажженная свеча считается в Православной Церкви символом молитвы. Молитва должна быть обращена к Богу так же, как постоянно устремленный ввысь огонек горящего фитиля. Традиция зажигать свечи в храме пришла к нам из Византии еще во времена святого князя Владимира. Русская Церковь охотно переняла данный обычай у греков в связи с чем, сначала восковые свечи стали в больших количествах поставляться из Византийской империи, а немного позже начали изготавливаться уже на Руси.
С течением веков в Греческой Церкви появилось несколько особенностей, связанных с церковными свечами, которые иногда приводят русских паломников в недоумение. Первая такая особенность связана с технологическим процессом и состоит в том, что в греческих храмах можно увидеть всего ОДИН подсвечник. Причем совершенно не важно, какого размера храм. Бывает, что даже в соборе вы увидите большой, но, опять же, одинокий подсвечник. Стоит он прямо посередине храма и обычно рядом нет никакой иконы.
Причина этого проста. Греки опасаются, что свечной дым может повредить храмовые росписи. А потому — минимизируют количество подсвечников до одного и ставят его прямо под вытяжкой, через которую дым выводится на улицу. Вместе с дымом, к сожалению, удаляются и приятные ароматы воска и ладана. Поэтому, если вы окажетесь в греческом православном храме, не смущайтесь и ставьте свою свечу на этот единственный подсвечник.
Еще одной особенностью греческих подсвечников является то, что они двухуровневые. Верхний уровень подсвечника предназначен для обычных свечей малого размера и засыпан песком. Зажженные свечи втыкаются прямо в песок, что очень удобно. Второй нижний уровень подсвечника представляет собой пластину с круглыми отверстиями разного диаметра и предназначен для больших свечей, вернее для очень больших. Нигде кроме как в Греции я такого не видел. В случае долгожданной беременности, рождения ребенка или исцеления кого-либо от тяжелой болезни у греков принято ставить на нижний уровень подсвечника свечу метровой или более длины в знак благодарности Богу. Русский паломник может, конечно, приобрести такую свечу в церковной лавке, но в этом случае он должен быть готов, что греки-прихожане могут начать поздравлять его с радостным событием и спрашивать — что же такого важного у него произошло?
Еще одна греческая особенность, связанная со свечами, состоит в том, что у греков по-прежнему жив обычай жертвовать в храм не только деньги, но и изготовленные самостоятельно необходимые для богослужения предметы. В греческом храме обычно имеется корзина, куда прихожане могут положить испеченные ими просфоры, бутылку домашнего вина или изготовленные дома свечи. В этом случае свечи относятся в алтарь и используются священником во время самых важных моментов богослужения.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.