У многих в памяти дискуссия, которая завязалась вокруг памятника святому князю Владимиру в Москве. Обсуждалось — где будет стоять памятник, как он будет выглядеть? Некоторые задавались вопросом — а нужен ли он российской столице вообще? В тот момент весомым аргументом в пользу установки монумента стало то, что памятник Крестителю Руси имеется в иных странах, находящихся далеко от границ России. Если уж там почитают святого Владимира, так почему же в стране, ставшей христианской по его воле, памятник в честь святого князя не должен появиться?
В 1988 году, в связи с тысячелетием Крещения Руси, памятники святому князю Владимиру был установлен сразу в трёх городах мира: Лондоне, Буэнос-Айресе и Торонто. В 1998 году монумент в честь Крестителя Руси был установлен в австралийском Брисбене.
Вот как, например, появился памятник святому Владимиру в столице Аргентины. С 1980 по 1989 годы православной епархией в Буэнос-Айресе управлял митрополит Лазарь (Швец). Во время своего пребывания на Аргентинской кафедре он постарался объединить православных соотечественников.
В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году митрополит Лазарь добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там был установлен и памятник святому. Ежегодно 28 июля, в день памяти святого Владимира, у памятника святому совершает молебен, на который приезжают православные аргентинцы.
Памятник князю Владимиру Великому работы канадского скульптора Лео Мола имеется и в Лондоне. Установка монумента была приурочена также к тысячелетию Крещения Руси и находится в Лондоне возле станции метро «Голанд Парк». Памятник появился по ходатайству украинской общины британской столицы 29 мая 1988 года. По инициативе украинских эмигрантов памятник Крестителю Руси в 1988 году появился в канадском городе Торонто.
В 1998 году памятник святому Владимиру был установлен в австралийском городе Брисбен. Реализация проекта стала возможной благодаря многочисленным пожертвованиям русских эмигрантов. Монумент был открыт на территории университета Квинсленда и является теперь символом православной диаспоры Австралии.
Памятники святому князю Владимиру в Лондоне, Буэнос-Айресе и Торонто, а также в Брисбене стали весомым аргументом в пользу установки монумента Крестителю Руси в центре российской столицы.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия