

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
«Не закапывай свой талант в землю» — это фраза существует в нашем языке как афоризм. А корни его — евангельские. Притча Иисуса Христа о талантах. Некий человек уезжает в путешествие и дает своим рабам задание заботиться об имении. Одному рабу дал пять талантов, то есть пять монет. Второму — два таланта. Третьему — один. А возвратившись, хозяин с каждого спросил. Первый и второй рабы вернули прибыль в два раза больше по сравнению с тем, что получили. А третий раб — как оказалось — закопал свою монету в землю и ее же хозяину вернул, ничего не преумножив. За что подвергся осуждению.
Притча о талантах неизбежно возникает в разговоре о том, что такое творчество, зачем человеку даются творческие способности, как правильно их реализовать — то есть, не зарыть талант в землю — а с другой, не удариться тщеславие. Но в Библии можно найти намного больше мест, нежели одна притча, где говорится о смысле творчества. Например, в самой первой книге Библии — книге Бытия говорится о том, что Бог поручил Адаму и Еве возделывать и хранить райский сад. И толкователи Писания традиционно говорят об этом как о завете творчества — об обращенном ко всем людям призыве видеть свою миссию в творческом преображении мира в самом широком смысле слова. А русский философ Николай Бердеяв, чьи размышления мы сегодня тоже услышим, замечает — цитата: «В Евангелие постоянно говорится о плоде, который должен принести семя». И это, по мысли философа — тоже о талантах, данных человеку, которые должны быть возвращены с приростом. И неслучайно, что рядом с темой таланта и творчества возникает и тема смысла труда вообще. Ведь завет «возделывать и хранить» райский сад, по мнению толкователей, и об этом тоже.