Философ Иван Ильин сравнивал свою судьбу с судьбой библейского И́ова, у которого сатана по попущению Божьему отнял всё, и который, однако, со смирением перенёс все невзгоды. Вот только моя супруга Наталия, говорил Ильин, совсем не похожа на жену Иова, призывавшую отречься от Бога. Даже в самой отчаянной ситуации Наталия Николаевна оставалась верна Господу и супругу.
В 1905 году Иван Ильин учился на юридическом факультете Московского университета. Во время студенческой встречи на квартире своей приятельницы Евгении Ге́рцык он познакомился с её двоюродной сестрой — Наталией Во́кач выпускницей Высших женских курсов. Молодых людей сблизили научные интересы. Иван готовил к изданию перевод немецкой книги по политологии, и предложил Наталии, которая превосходно знала немецкий, взять на себя часть работы. Вскоре научное сотрудничество и взаимная симпатия переросли в любовь.
Осенью 1905 года Наталии пришлось уехать из Москвы, и Иван впервые ощутил, что не может жить без любимой, которую нежно называл Та́лей. Свои чувства он поверял дневнику: «Сегодня уехала Та́ля. Мне больно и хочется плакать! Моя душа полна нежного чувства. Боже мой, зачем не со мною моя глубокоо́кая подруга!» Когда Та́ля вернулась, Иван сделал ей предложение. Молодые люди обвенчались в августе 1906 года во Владимирской церкви подмосковного села Бы́ково, где находилось имение дяди Ильина Николая Ивановича.
Окончив университет, Ильин стал преподавателем на Высших женских курсах. Молодая чета жила очень скромно, в маленькой двухкомнатной квартире. Заработок давали переводы. Евгения Ге́рцык вспоминает, что в семейном бюджете Ильиных всё было строго расчислено, вплоть до того, сколько рублей можно в месяц истратить на извозчика.
Впрочем, уже через несколько лет ситуация изменилась: Иван получил должность в университете, много публиковался, защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Наталия занялась изучением итальянского искусства и в 1911 году выпустила книгу о религиозной живописи Ботиче́лли. Ильины стали завсегдатаями интеллектуальных салонов Петербурга. Во время дискуссий о философии и политике вспыльчивый Иван Александрович часто выходил из себя и спор заканчивался ссорой с собеседником. Наталия успокаивала мужа, который благоговел перед её мудрым спокойствием, и не бывало случая, чтобы обиженный философом собеседник не получал письма с самыми искренними извинениями.
После революции Ивана Ильина пять раз арестовывали по обвинению в контрреволюционной деятельности, но всегда отпускали за отсутствием состава преступления. Шестой арест стал последним: в 1922 году Иван Александрович и Наталия Николаевна были высланы из Советского Союза и поселились в Берлине. Супруги воспринимали отъезд как трагедию. «Мы оставались на родине, — вспоминал Ильин, — совсем не потому, что нельзя было выехать, а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. От постели больной матери, лежащей в беспамятстве, не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».
Ситуация повторилась в 1934 году, когда Ивана Александровича, ярчайшего политического публициста русской эмиграции, начали преследовать пришедшие к власти нацисты. Ильины были вынуждены уехать в Швейцарию, где и прожили остаток жизни. Здесь философ написал свой главный труд «Аксиомы религиозного опыта», описывающий основные этапы движения человека к Богу. Этот путь философ Иван Ильин проделал рука об руку со своей любимой супругой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.