Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати самым главным торжествам Православной Церкви. По сравнению с остальными, у Крестовоздвижения есть одна особенность — его начали отмечать сразу же после события, лёгшего в основу праздника. Вот как это произошло.
Орудие казни Спасителя долгое время считалось утраченным. Кресты, на которых распинали преступников, обычно клали им в могилу; это был посмертный акт унижения и наказания. Но Христа хоронили его ученики, они совершенно точно не стали бы так делать. Значит, орудие казни и Славы Спасителя могло сохраниться где-то недалеко от Голгофы. Так рассуждал император Константин, сочувствовавший христианству.
В триста двадцать пятом или триста двадцать шестом годах — историки не пришли к единому мнению — в Иерусалим прибыла экспедиция под руководством матери Константина, императрицы Елены. Она исповедала христианство и с радостью откликнулась на просьбу сына побывать на Святой Земле и найти свидетельства Евангельских событий.
Но Иерусалим сильно изменился. В семидесятом году он был разрушен римскими войсками. На обломках вырос античный город Элия Капитолина. Иудеи были захвачены в плен, обращены в рабство или изгнаны. В городе, где когда-то стоял храм Единому Богу, теперь приносили жертвы Юпитеру и Венере.
Опросив старожилов, изучив исторические документы и рельеф местности, участники экспедиции установили место, где когда-то была Голгофа. Но на нём теперь стоял языческий храм Венеры. Постройку разобрали, начались раскопки и вскоре были обнаружены три креста. Рядом нашли также гвозди и табличку, на которой Понтий Пилат когда-то написал на трёх языках вину Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский».
Но как узнать — какое из распятий стало орудием казни Сына Божия? Существует две версии событий. По одной — епископ Иерусалимский Макарий предложил приложить каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Крест Господень исцелил страждущую. По другой — прикосновение Истинного Древа воскресило умершего, которого проносили мимо. Вокруг собралось множество людей, которые с волнением и трепетом ждали исхода испытания. После совершившегося чуда епископ Макарий поднял, то есть воздвиг Честной Крест над народом и благословил всех.
Вскоре в Иерусалиме началось строительство базилики Воскресения. Большой храмовый комплекс объединил и пещеру Гроба Господня, и Голгофу, и место Обретения Честного Креста. Базилику освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Этот день стали праздновать сначала в Иерусалиме, а потом и во всей Византийской империи. Торжества длились больше недели, на богослужении вспоминали и Обретение Креста Господня. Постепенно смысловым центром праздника стало именно Крестовоздвижение. Этот день почитался как одно из самых значимых событий года, наряду с Пасхой и Богоявлением.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.