Над Калугой гудел, переливался и уносился в безмятежно-синее летнее небо колокольный звон. Люди на улицах останавливались, и, набожно крестясь, спрашивали друг друга, какой нынче праздник.
Праздника не было. И всё же во всех городских храмах служили торжественную обедню: в этот день отмечал свой юбилей Калужский Общественный банк.
- Интересное дело: юбилей у банка, а звонят в храмах!.. - саркастически-недоумённо усмехнулся кто-то в толпе.
- Сразу видно, что Вы не из Калуги! – раздались в ответ возмущённые голоса. – Были бы здешний – знали бы, какую помощь от этого банка наш брат, бедняк, получает. А бедным помогать – дело христианское, и церковного звона достойное!
Калужский Общественный банк основал Павел Семёнович Малютин. Потомственный купец и золотопромышленник, он владел миллионными капиталами и входил в число богатейших людей России. Одним словом, недостатка в средствах Павел Семёнович не испытывал, и банк открывал отнюдь не в расчёте на дополнительный заработок. Этот банк должен был стать, ни много ни мало, масштабным благотворительным проектом, который Павел Малютин задумал уже давно и теперь решил воплотить в столь неожиданной форме.
Обсуждая в городской думе принцип работы нового банка, Павел Семёнович заявил, что проценты с заложенного им в основу предприятия уставного капитала «ежегодно должны быть употребляемы на раздачу беднейшим гражданам Калуги перед наступлением праздников Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения; обеспечение бедных продовольствием и уплату за беднейших мещан податей и повинностей».
Калужские власти предложение Малютина одобрили. Началась подготовка необходимых документов. Но в августе тысяча восемьсот шестидесятого года Павел Семёнович заболел холерой и скоропостижно умер. Многим казалось тогда, что вместе с ним, как это часто бывает, умрёт и его доброе начинание. Но Павел Малютин оказался человеком дальновидным. Когда вскрыли конверт с его последней волей, помимо хозяйственных указаний и завещания истратить полмиллиона рублей на нужды калужских бедняков, обнаружили распоряжение: дополнить к сумме уставного капитала в Калужском Общественном Банке ещё сто тысяч рублей серебром. Это означало, что доля Павла Семёновича в предприятии останется основной, и его деньги еще долгое время будут работать на благо людей!
Так оно и случилось. Хотя Общественный Банк был официально открыт уже после смерти его главного учредителя, осуществилось всё, что было задумано Павлом Семёновичем, и даже гораздо больше! Очень скоро доходы от деятельности банка позволили взять на содержание городское мещанское училище и богадельню, открыть приют для сирот, обеспечивать приданым неимущих девиц мещанского сословия. По завещанию Павла Малютина, в подмосковном селе Раменском был построен большой храм, в котором места не хватало свечам, зажжённым простыми людьми за упокой щедрого благотворителя. Сто двадцать церквей в Калужской губернии получили крупные денежные пожертвования.
За годы своей работы Общественный Банк безвозмездно отдал в пользу неимущих более полутора миллионов рублей золотом. На эти деньги содержались семьи убитых и раненых солдат, больницы, школы и гимназии; из них выделялись пособия погорельцам и беднякам, нуждавшимся в жилье; на средства Банка благоустраивался город.
В тот самый день, когда по случаю юбилея Общественного Банка звонили колокола во всех калужских храмах, состоялось еще одно скромное событие: Банк открыл бесплатное общежитие для совершеннолетних выпускников основанного им ранее Малютинского приюта. Великое дело купца Павла Семёновича Малютина продолжало жить и на долгие годы сохранило светлую память о человеке, чьё желание творить добро не смогла победить и сама смерть.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия