Я записываю этот выпуск программы весной 2017-го года, накануне 75-летнего юбилея замечательного московского поэта, прозаика и критика — Ильи Фаликова.
Помимо десятка поэтических книг, четырех романов и ряда биографий (среди которых — Марина Цветаева, Борис Рыжий и книга о Евгении Евтушенко), Илья Зиновьевич создал особый жанр «литературы о литературе»: «прозапростихи». Тут все три слова должны писаться слитно. Здесь он — и тонкий читатель, и хранитель памяти, и свидетель-соучастник — общего с литературой времени.
Но, говоря нынче о стихах Ильи Фаликова, я выбрал для нашей программы — только одну заветную линию. Она тоже юбилейная: пятьдесят пять лет общей судьбы с поэтом и семейным ангелом-хранителем — Натальей Аришиной. В 2008 году их стихи составили даже общую книгу — «Сговор строк».
Там я и прочитал его раннее, из прошлого века:
Без упоения, сухо
годы накопим, и глядь:
— Дай-ка мне руку, старуха,
надо бы кости размять.
Выйдем вдвоём на дорогу,
где, не дожив до седин,
юноша выплакал Богу
душу один на один.
Илья Фаликов, 1979-й год. Из двукнижия «Сговор слов. Лирика диалога».
...А теперь давайте перенесёмся на тридцать пять лет вперед, и откроем журнал «Новый мир»:
Блещут фары, транспортные вишенки,
по земле, где стелется зараза:
легкие Москвы — дома Воздвиженки,
черные от выхлопного газа.
На рентгеноснимке нашей родины,
в смысле легких, много черных пятен,
не считая собственно смородины
чёрной — Божий сад невероятен.
Адекватна жизнь, ужасно сытная,
нашей продовольственной корзине,
тени мы с тобой, подружка ситная,
не в аду — в подземном магазине.
Мы с тобой другие, да не многие —
нас отёрли с черного фасада,
вынув из нечистой экологии,
ветви Александровского сада.
Илья Фаликов, из подборки «Не учи кузнечика ковать», «Новый мир», № 7, 2014-й год
Поэт предыдущего поколения, Тимур Кибиров, говоря о новых стихах Ильи Фаликова, отмечал их поистине драгоценные качества: достоинство и трезвость мысли. «...В его стихах не найдёшь ни бессмысленной и суетной погони за злобой дня, ни столь же пустой и немудрой ненависти к нашему времени...»
В стихах, которые я только что прочитал, хорошо вижу их вместе, обоих поэтов, Илью и Наташу — за ветками Божьего и Александровского сада...
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди