Пиршество во дворце израильского царя Ахава было в разгаре, когда на пороге залы неожиданно появился босой человек в грубом плаще из верблюжьей шерсти, с посохом в мозолистых руках. «Как он посмел? Кто впустил его сюда?», — сдерживая ярость, правитель поднялся навстречу гостю, но тот остановил его жестом руки, и никто из присутствующих не посмел возразить пришельцу. Голос пророка Илии — а это был именно он, звучал в полной тишине.
Пророк Илия:
Слушай меня, Ахав, царь Израиля! Нечестие, в которое ты погрузил страну, переполнило чащу Божественного терпения, и вот, я возвещаю тебе, что час наказания пришел! Отныне небо будет заключено, три года ни капли дождя не упадет на израильскую землю, и голод воцарится на ней!
Прежде чем пирующие опомнились, пророк покинул дворец. Он был одним из немногих израильтян, кто хранил веру в Единого Бога во время царствования Ахава. Нечестивый царь сделал государственной религией жестокий культ Ваала — языческое верование своей жены, финикиянки Иезавели. Повсюду стояли капища этого идола, и его жрецы жили при дворце.
Предреченное вскоре исполнилось в точности — земля потрескалась от засухи, источники иссякли, люди стали умирать от голода и жажды. Пророк Илия удалился в пустыню, чтобы избежать преследования царицы Иезавели, которая поклялась убивать всех служителей Единого Бога. Но спустя три года он вновь предстал перед монархом на царском дворе. Ахав был немало удивлен этим дерзким визитом!
Ахав:
Ты ли это, смущающий народ Израиля?
Без страха и сомнения отвечал царю Илия.
Пророк Илия:
Не я смущаю Израиль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед за Ваалом!
Ахав:
Что же ты на этот раз скажешь народу, страдающему от зноя и жажды по твоему слову?
Пророк Илия:
А скажу я ему, что хватит хромать на оба колена! Если Ваал — ваш бог, то за ним следуйте, но если Господь Израилев истинен, то Ему служите!
Люди молчали, озадаченные словами Илии, и он продолжил свою речь.
Пророк Илия:
Я один остался пророк Господень, а Вааловых жрецов четыреста пятьдесят человек. Пусть они принесут жертву на горе Кармил своему идолу, а я свою — Единому Богу. На которую падет огонь с неба, та и станет указанием, чей Бог истинен! И все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его пусть будут преданы смерти!
Царь усмехнулся на слова пророка и повелел исполнить предложенное, уверенный в победе жрецов. С утра и до вечера служители Ваала скакали на горе перед капищем. Они кололи себя ножами и кольями, проливая кровь, и кричали дикими голосами — но так и не добились ответа от истукана.
Тогда Илия восстановил жертвенник, разрушенный слугами Иезавели, а затем велел выкопать вокруг него глубокий ров и наполнить его водой. И саму жертву, и дрова под ней также обильно поливали — для того, чтобы ни у кого не было сомнений, что огонь может возгореться здесь только чудом. А затем пророк произнес такие слова.
Пророк Илия:
Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, услышь меня! Да познает народ, что Ты — один Бог, и что я — раб Твой и сделал все по слову Твоему. Обрати, Господи, сердца людей к Тебе!
Едва прозвучала эта молитва, как огонь упал с неба и охватил не только жертвенник, но и ров с водой вокруг него! «Воистину Господь есть Бог!», — со слезами покаяния говорили друг другу израильтяне.
Жрецы культа, распространявшего в народе разврат и жестокость, были истреблены, и этого царица Иезавель не могла простить пророку Илии. Он скрылся в пустыне, и на израильской земле вновь стало утверждаться язычество. Пророк был на грани отчаяния — ему казалось, что на земле не осталось никого, кому он мог бы передать веру в Единого Бога. И тогда Господь явился Илии в тихом дуновении ветра и утешил, указав на Елисея, который затем и воспринял пророческое служение.
Именно Елисей стал свидетелем того, как огненная колесница восхитила Илию от земли на небо. По преданию Церкви, пророк живым был взят в Небесное Царство, чтобы перед Вторым Пришествием Иисуса Христа придти к людям с грозной проповедью, и уже своей мученической кончиной засвидетельствовать истинность Единого Бога.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.