Христос и роза - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Христос и роза

* Поделиться

Вы, наверное, помните эпизод из сказки «Снежная королева», в котором Герда попадает в дом к старушке-колдунье. В этом доме и вокруг него растет много цветов. Цветами расписана и соломенная шляпа хозяйки. Колдунья оставляет Герду у себя.

Девочке здесь нравится. Старушка к ней добра. И так постепенно Герда забывает, что на самом деле должна идти дальше — искать Кая. А хозяйка делает еще одну удивительную вещь: повелевает своим розам, растущим в саду, спрятаться под землю. Зачем? Чтобы эти розы случайно не напомнили Герде о тех розах, что росли у нее дома на окне, — и значит, не напомнили про Кая.

Но девочка, проведя у старушки несколько дней, не может не заметить, что в саду, полном самых разных цветов, нет при этом ни одной розы. Ей это кажется странным. Она пытается найти хотя бы одну — и не может. Тогда Герда опускается на землю и плачет. Как и полагается в сказке, слезы падают как раз на то место, где раньше рос розовый куст — и только они окропляют землю, куст на глазах у девочки снова вырастает таким же прекрасным, как был. Конечно же, Герда сразу вспоминает о Кае и решает покинуть дом старушки.

А дальше — самое интересное. Герда спрашивает у роз, не видели ли они Кая. И главное — верят ли они, что он умер и больше не вернется. А розы отвечают: «Он не умер. Мы были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было».

Я специально подробно пересказывают знакомый с детства сюжет — чтобы добавить к нему одну деталь. О которой я лично в детстве не знал. Да и неактуальна она для ребенка, а вот для нас, взрослых, — вполне…

Я где-то читал, что в датской христианской мистике роза — это символ Христа. Так у них повелось. И думаю, Ганс Христиан Андерсен не смог бы об этом забыть. И в свете этой детали вся история обретает совершенно новое — еще более красивое звучание.

Розы спрятались под землю, были там, «где все умершие», а потом вернулись обратно на Божий свет. Уж больно напрашивается параллель с историей Христа: смерть, погребение в земле, сошествие во ад — туда, где все умершие — чтобы этих самых умерших из ада вывести и вернуть к жизни. А дальше — воскресение.

Христос сделал так, что смерти — нет. И почему-то именно роза первой в сказке с уверенностью говорит Герде, что Кай — не умер.

Всё это — не больше, чем частный взгляд на литературное произведение текст. Один из возможных и вовсе не обязательный. Любой текст существует только в интерпретации. И ни одну интерпретацию не следует догматизировать или запрещать. А вот предполагать, искать и размышлять — вполне можно. Помните, у другого писателя — Сергея Довлатова — есть такая мысль: «Всякая литературная материя делится на три сферы: то, что автор хотел выразить; то, что он сумел выразить; то, что он выразил, сам того не желая. Третья сфера — наиболее интересная».

Так что на литературоведческую истину в трактовке «Снежной королевы» я вовсе не претендую. Но одно знаю точно: любой текст обретает совершенно особые смыслы, если посмотреть на него в свете Христа.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем