Русский предприниматель Христофор Леденцов жил по принципу: минимум расходов на себя — максимум средств на общество. Своё состояние в два миллиона рублей он оставил русским учёным и изобретателям. Именно поэтому его — человека далёкого от науки — называли порой «русским Нобелем».
В 1842 году в семье вологодского купца Семёна Леденцова родился сын Христофор. Мальчик стал гордостью местной гимназии — окончил её с золотой медалью. Потом блестяще учился в Московской Академии коммерческих наук. А после неё несколько месяцев провёл в Кембридже.
От отца Христофор унаследовал солидный капитал. Но и не думал прожигать деньги. Молодой купец, чей рабочий день был расписан по минутам, не давал себе отдыха. И весьма преуспел в делах, став хозяином завода, домов, магазинов. Он успешно торговал льном и пушниной, удачно вложил деньги в железнодорожные акции и прослыл умелым финансистом. О Леденцове заговорили, как об одном из самых богатых коммерсантов России.
Значительную часть заработанного Христофор Семёнович жертвовал на благотворительность. Он заботился об образовании юных вологжан. Помогал гимназистам и ученикам реального училища. Выстроил школу в Рязанской губернии. На деньги Леденцова в Вологде открылась богадельня для престарелых — одна из лучших в стране. Большие суммы Христофор Семёнович перечислял и лечебным учреждениям.
Вологжане так привыкли обращаться к Леденцову с просьбами решить ту или иную проблему, что городская Дума трижды избирала его гласным — то есть депутатом. Через 12 лет успешной работы на этом посту он стал главой Вологды и объявил войну коррупции. Леденцов трудился по 15 часов в сутки, заботясь о благополучии простых людей. Приезжал в дома, где жили семьи, потерявшие кормильца, навещал тяжелобольных. А потом добивался в городской управе, чтобы им была оказана помощь.
Первый в России ломбард появился в Вологде благодаря Христофору Семёновичу. Идея его создания родилась у Леденцова в ходе борьбы с ростовщиками, которые до копейки обирали бедняков. «Учреждение ломбарда имело бы своей задачей если не уничтожить, то, по крайней мере, уменьшить ростовщичество, достигшее у нас громадных размеров...», — заявил Леденцов в Думе. Но в казне не нашлось денег на организацию такого учреждения. И тогда Христофор Семёнович оплатил все расходы сам. Первыми клиентами ломбарда стали городская беднота и крестьяне. А вскоре подобные заведения появились по всей России.
Начался 20-ый век и Христофор Семёнович перебрался в Москву. В Первопрестольной он задумал создать общество, которое помогало бы развитию отечественной науки. Первым шагом на пути к этой цели стало открытие Леденцовым технического музея содействия труду — знаменитого Политехнического музея. Христофор Семёнович вложил в его организацию 50 000 рублей. Кроме экспозиции технических достижений, музей работал над улучшением быта рабочих. В частности, именно здесь зародилось профсоюзное движение России. Инициатором идеи стал Леденцов.
Его всё больше увлекала мысль о помощи русским учёным. Их новые изобретения требовали постоянных финансовых вложений, и Леденцов решил выделить на эти цели часть своих доходов. А чтобы понять перспективность того или иного исследования Христофор Семёнович создал «Общество содействия успехам опытных наук» при московском университете и московском техническом училище. В Совет Общества вошли виднейшие учёные. Увы, на разработку устава и его утверждение ушло несколько лет. Леденцов до открытия организации не дожил. Но оставил завещание, по которому весь его капитал поступал в распоряжение Общества. Деньги предназначались прежде всего тем открытиям, которые при наименьших финансовых затратах могли бы принести наибольшую пользу населению. То есть главную задачу своего детища Леденцов видел не в награждении ученых, а во внедрении в жизнь их изобретений.
Общество открылось спустя два года после смерти его создателя и получило имя Леденцова. На дипломах и медалях изображался портрет Христофора Семёновича и был написан его девиз: «Наука. Труд. Любовь. Довольство».
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен