Вся жизнь святых мучеников Хрисанфа и Дарии – пример верности друг другу и Богу. Их супружество от первого до последнего часа было чистым, не омрачённым ложью или недоверием.
Хрисанф был родом из знатной александрийской семьи. Его отец-язычник мечтал видеть сына учёным и отправил его получать образование в Рим. Там Хрисанфу попал в руки Новый Завет. Прочтя его, юноша решил стать христианином. Хрисанф крестился и стал проповедовать Евангелие. Отец пытался вернуть сына в язычество, но отвратить юношу от его веры не могло ничто. Тогда отец решился на радикальное средство. Он задумал женить Хрисанфа на образованной девушке, надеясь, что она подействует на сына умными речами, а заботы о семье отвлекут его от христианства. Вскоре и подходящая девушка нашлась. Ею оказалась жрица Дария.
Украсив себя драгоценностями, она переступила порог комнаты Хрисанфа. При первом взгляде на юношу Дарии показалось, что этот орешек она раскусит легко, а потому, не особенно церемонясь, рассказала ему, как расстроен его отец - хороший и уважаемый человек, и что она из сострадания к нему согласилась сделать то, что женщины обычно не делают - пришла и предлагает себя в жёны Хрисанфу. Юноша слушал Дарию и понимал, что она – смелая и искренняя - ему симпатична. В ней было то, что нельзя разглядеть глазами, а можно только почувствовать - родство души. Однако Хрисанф не стал говорить об этом. Он посоветовал Дарии поменьше украшать себя драгоценностями - лучше украсить душу добрыми помыслами. Ведь только так можно заслужить любовь Христа.
Дария не обиделась. Хрисанф, говоря всё это, не был ни суров, ни груб. Девушка поняла главное: юноша жалеет её и хочет только добра. Они не заметили, как пролетело время их первой беседы. Спустя несколько часов Дария вышла из комнаты убеждённой христианкой и…невестой. Молодые люди решили сочетаться браком. Отец Хрисанфа был счастлив, думая, что достиг своей цели, и на радостях завещал всё своё состояние сыну.
Когда Дария приняла христианство, Хрисанф сам помогал ей изучить Священное Писание. Вместе они проповедовали Евангелие среди римлян. Отец Хрисанфа умер вскоре после свадьбы сына, и супруги, получив его имущество, стали весьма состоятельными людьми. Неожиданно свалившееся богатство они потратили на богоугодные дела. Свой дом Хрисанф и Дария превратили в жилище для благочестивых мужчин и женщин. Все свои силы, время и здоровье супруги отдавали просвещению язычников. Помыслы Хрисанфа и Дарии были настолько прозрачными, а репутация незапятнанной, что в народе их называли святыми.
Несколько лет супруги жили спокойно и счастливо. Но в 283 году власти Рима стали их преследовать. Хрисанфа и Дарию арестовали и мучили, требуя только одного – отказа от веры. Но будто сами небеса смеялись над палачами: верёвки, затянутые на теле узников, оказывались разорванными, оковы рассыпались, а огонь не причинял никаких страданий. Мучители в изумлении спрашивали, каким волшебством пользуются Хрисанф и Дария? Супруги отвечали, что нет никакого волшебства, а есть только вера и Божественная сила. Кончилось это тем, что палачи сами изъявили желание принять Святое Крещение.
Император Рима - Нумериан, узнав об этом, разгневался. Он решил унизить супругов и повелел бросить Хрисанфа в сточную канаву, а Дарию отдать в публичный дом. Но канава неожиданно наполнилась благоуханием, а возле Дарии оказался лев, который никому не давал к ней притронуться. И тогда император приказал казнить супругов. Однако стражники никак не могли войти в комнату к Дарии - боялись льва. Тогда они подожгли публичный дом. Дым и огонь напугали животное. Дарии стало жалко льва, она вывела его на улицу и отпустила. Зверь убежал, а женщину тут же схватила стража.
Перед кончиной Хрисанфу и Дарии было суждено несколько минут провести вдвоём. Вместе они и приняли смерть.
Святые мученики Хрисанф и Дария стали воплощением супружеской верности. Не случайно они почитаются церковью, как покровители семьи. Им молились и молятся о семейном благополучии, об укреплении семейных уз.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.