Выражение «Хлеб насущный» знают, наверное, если не все, то многие. Но все ли правильно его употребляют, в том значении, каким оно обладает? Давайте выяснять. Обратимся к первоисточнику выражения – к Библии.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – говорится в молитве «Отче наш», которую Иисус Христос дал нам в Нагорной проповеди.
Церковнославянский вариант этих слов дословно переводится как «хлеб наш насущный дай нам на сей день», то есть – на сегодня.
В Священном Писании слово «хлеб» чаще употребляется в собственном смысле, но также означает и всякую пищу. И не только телесную, но и духовную. Толкование поясняет, что под «хлебом» понимаются вообще условия для жизни, благосостояние и пропитание.
Слово «насущный» объясняется различно и принадлежит к числу труднейших к толкованию. По мнению большинства, его следует понимать, как «нужный для нашего существования, необходимый для жизни».
В пользу этого варианта говорит и Книга притчей Соломоновых. Там тоже сказано об умеренном достатке насущного хлеба:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Выражение «хлеб насущный» в современной русской речи имеет два близких значения. В первом «хлеб насущный» – это средства, необходимые для жизни, для существования. Этот вариант отвечает значению от первоисточника.
Как например, в письме Антона Чехова Николаю Лейкину, издателю и редактору журнала «Осколки»:
«Я крайне утомлен. Утомили меня мои науки и насущный хлеб, который в последний месяц я должен был заработать в удвоенной против обыкновения порции, так как брат-художник воротился из солдатчины только вчера».
Второе значение словосочетания «хлеб насущный» – это что-либо самое важное, существенное, жизненно необходимое. Примером употребления выражения в этом значении могут служить слова драматурга Александра Островского по поводу одного спектакля: «Такие пьесы составляют насущный хлеб театра, влекут публику и закрепляют её за театром».
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.