Даже далекий от музыки человек знает об американской премии «Грэмми», самой престижной во всем мире награде за достижения в области музыки. «Грэмми» для музыкальной индустрии фактически то же самое, что «Оскар» в сфере кинематографа. Премия «Грэмми» была основана 14 марта 1958 года и с тех пор обладание ею является показателем успеха и признания со стороны мирового музыкального сообщества. Кажется удивительным, но в 2014 году премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение» за диск с русскими богослужебными песнопениями получил американский хор «Консприраре». «Консприраре» — латинское слово, которое переводится как «совместное дыхание», что отражает стремление хора к единодушному и слаженному исполнению различных произведений. Хор «Конспираре» был образован в 1991 году в городе Остен, столице штата Техас. Его бессменный руководитель Крейг Джонсон всегда стремился подобрать для своего коллектива музыкальный материал самого высокого уровня.
Этим и был обусловлен тот факт, что сорокaдвухголосный хор, который состоит из ведущих исполнителей со всех Соединенных Штатов, стал уделять немало внимания богослужебным песнопениям Русской Православной Церкви. Несколько лет назад хор исполнил монументальное «Всенощное бдение» Рахманинова. Интерес, вызванный работой над произведением, побудил коллектив глубже окунуться в русский хоровой репертуар. У Крейга Джонсона появилась идея записать диск, на котором были бы собраны богослужебные произведения русских композиторов начала двадцатого века. За консультацией он обратился к доктору музыкальных наук, Владимиру Морозану, основателю и владельцу американского нотного издательства «Musica Russica», который уже более 30 лет занимается собиранием и переизданием шедевров русской православной духовной музыки. Морозан составил программу произведений для диска, затем отработал с певцами церковно-славянское произношение и манеру исполнения. Вскоре диск был записан. Его программа была выстроена примерно в том виде, в котором служба пелась бы в крупном русском соборе в начале 20 века. Интересно, что значительная часть записанных американских хором произведений остается неизвестной и редко исполняется в России по причине утраты нотных рукописей в годы революции. Несколько произведений, записанных на диске, являются мировыми премьерами, они были исполнены впервые за сто лет после своего создания.
Интересно, что большая часть певцов хора «Консприраре» являются неправославными христианами. Для них запись диска стала первым опытом знакомства с Православием. Тем не менее, при прослушивании альбома прекрасно ощущается, что американские певцы используют не только свое вокальное мастерство, но и подходят к исполнению с серьезной душевной сосредоточенностью и внутренней самоотдачей. Когда коллективу вручали премию «Грэмми» руководитель «Конспираре» Крейг Джонсон поблагодарил все тех, кто помогал хору в записи православных песнопений и выразил надежду, что получившийся диск поможет созданию «мостов» между Россией и Америкой, посредством познания истинного «священного духа» России. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об американском хоре «Конспираре» и полученной им престижной премии «Грэмми» за исполнение православных песнопений. В заключение мы имеем возможность послушать одно из этих произведений в исполнении хора «Конспираре». Вашему вниманию предлагается песнопение «Заповеди блаженства». Композитор Владимир Мартынов, исполняет хор «Конспираре».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия