О традиционной греческой свадьбе ходят легенды. Еще бы — трудно найти свадьбу более пышную, более размашистую, чем греческая. Как говорят сами греки — что это за свадьба, если на ней меньше трехсот человек гостей и если идет она меньше трех дней?
Для греков свадьба не просто традиция. Свадьба — это веха, которую нужно отпраздновать так, чтобы вспоминать о ней с радостью всю оставшуюся жизнь. Поэтому к свадебному торжеству в Греции принято готовиться очень заблаговременно. Наиболее консервативные греки и вовсе начинают откладывать деньги на бракосочетание своих детей чуть ли не с момента их рождения.
Если говорить о греческой свадьбе именно в таком консервативном ключе, то обязательно нужно сказать, что греки очень не любят в брачных вопросах суеты и скорости в принятии решений. Если молодые люди имеют желание вступить в брак, то будущий жених обязан прийти в дом отца своей любимой и официально попросить ее руки. Отец невесты имеет полное право сразу не отвечать, а взять время на размышление — чтобы все взвесить и испытать, решительно ли настроен будущий муж его дочери.
Если согласие дано, то организовывается помолвка. В Греции это не просто объявление о намерении вступить в брак. Молодые люди идут в храм и проходят там собеседование у священника. Если он видит, что намерения у будущих жениха и невесты действительно серьезные, то над ними совершается обряд обручения. В ходе него молодые люди обмениваются кольцами в знак своей любви и верности. Эти кольца вплоть до венчания носятся ими на безымянных пальцах левой руки. С момента обручения начинается основной этап подготовки к свадьбе. Невеста готовит приданное, жених занимается организацией будущей церемонии. Кстати, по греческой традиции жильем будущих супругов должен обеспечить отец невесты.
Наконец, наступает день бракосочетания. Накануне греки по традиции уже начинают праздновать. Предсвадебное торжество проходит в узком семейном кругу и считается первым днем свадьбы. Утром второго дня все собираются в храм, где должно будет совершиться таинство венчания. Кстати, в Греции Церковь не отделена от государства, поэтому церковное таинство венчания имеет с точки зрения властей статус законного оформленного брака.
Ко дню венчания храм обильно украшается цветами. Ощущение такое, будто бы попал в прекрасный сад. В целом, чин венчания у нас и у греков одинаков. Но есть все же некоторые особенности. У греков нет привычных для нас венцов, похожих на короны. Обычно на венчании они используют либо тонкие металлические обручи, либо венки из цветов. Их над головами молодоженов держит шафер — обычно это крестный отец жениха. Венцы между собой соединены белой лентой — в знак единства новобрачных.
После венчания начинается свадебное торжество, которое продолжается и на следующий день. На греческую свадьбу может попасть любой человек. Здесь каждому рады — не важно родственник это, знакомый или просто прохожий. Сам собой напрашивается вопрос — неужели все греки так богаты, что могут организовать свадьбу на три дня, да еще и для такого огромного количества людей. Секрет пышности греческой свадьбы в том, что проходит она на деньги гостей. В том смысле, что греки не скупятся и щедро дарят молодым подарки и часто это подарки деньгами. Поэтому свадьба не только окупается, но часто молодые в ходе нее получают еще и средства на начальный этап совместной жизни.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.