Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Иоанна, Глава 3
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал...

Эти строки мы находим в восьмой главе романа Александра Пушкина — «Евгений Онегин». Апулей, о котором упоминает поэт, знаменитый древнеримский литератор, автор чрезвычайно популярного в свое время произведения «Метаморфозы» или «Золотой осел». «Золотой осел» на первый взгляд описывает легкомысленные похождения несерьезного юноши Луция, но христианские авторы (в частности, блаженный Августин) видели в творении Апулея стремление античной цивилизации к внутреннему перерождению, обретению духовной цельности. Сюжет «Золотого осла» строится вокруг метаморфоз — превращений внутренних и внешних — выпавших на долю главного героя. Получается так, что когда Луций был человеком, в нравственном смысле он являлся ослом. Став ослом из-за волшебного зелья, он наконец-то внутренне превратился в человека.

В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о перерождении. Апостол Иоанн передает нам содержание беседы Господа Иисуса с Никодимом, одним из лидеров фарисейского движения. Несмотря на то, что разговор Христа с Никодимом помещен в начало Евангелия от Иоанна, скорее всего, этот эпизод произошел ближе к концу земного служения Спасителя. Апостол же специально перенес беседу в начало повествования, потому что слова Христа, услышанные Никодимом, указывают на главную составляющую учения Спасителя. Фарисей приходит к Иисусу тайно. Причин такому поведению было, как кажется, две. Первая — Никодим скрывался от товарищей по религиозной партии. Вторая же причина (более интересная) заключалась в следующем. Некоторые историки утверждают, что до принятия христианства Никодим находился на должности фактически инквизитора — выслеживал инокомыслящих и затем отправлял их на суд Синедриона. А теперь представьте себе, что могли подумать про подобного фарисея люди, когда увидели бы его мирно беседующим с таким вольнодумцем и сокрушителем религиозных устоев как Иисус из Назарета? В лице Никодима Господь встречается с двояким поведением своих соперников. С одной стороны, иудейские вожди не могли отрицать чудес Христа. С другой — они всячески пытались найти им превратное толкование. Вот Никодим, который в общем настроен ко Спасителю мирно, стремится примирить свои религиозные стереотипы с тем явным присутствием Божиим, которое он видит в лице Христа. Но Господь Иисус прямо указывает фарисею, что просто признать чудо не достаточно. Чтобы действительно достичь единства с Богом, необходимо внутренне переродиться — родиться свыше. Не заново, как понимает это Никодим, а именно для вечности — то есть умереть и воскреснуть. Рождение, о котором говорит Христос, достигается посредством воды и Духа. Мы слышим в этих словах указание на таинство крещения. Но для фарисея здесь имеет место иное значение — Христос отсылает Своего слушателя к строкам книги Бытия, где говорится, как в первые мгновения существования нашего мира «Дух Божий носился над водою». В дословном переводе — согревал первозданную материю материнским теплом. Слова Спасителя для Никодима звучат как призыв к обнулению в хорошем смысле, возвращению к исходной точке чистоты и святости. Законоучитель, привыкший мыслить в рамках юридических норм закона, недоумевает — как этого добиться? И зачем? Ведь есть заповеди, которые нужно исполнять, и этого достаточно для оправдания. Но Спаситель настаивает, что у Господа есть иной план, состоящий в том, чтобы люди преодолели оковы земной религиозности и духовно переродились с помощью благодати Божией. Достичь данного перерождения можно лишь во Христе, разделив с Ним Голгофу и Воскресение. Лишь в Сыне Божием, открывшем для нас путь в Небо, мы получаем возможность полностью измениться, достичь святости и богоподобия. Веря в Спасителя, исполняя Его заповеди любви и милосердия, мы разделяем с ним несение креста, а через крест прикасаемся и к чуду Воскресения, о котором постоянно говорит нам Церковь в дни Светлой недели Пасхального торжества. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
06.05.2021четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****