Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (о. Дмитрий Барицкий)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (прот. Павел Великанов)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (о. Стефан Домусчи)
Евангелие от Луки, Глава 9
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Несколько лет назад мне попалась статья про современных самарян. Я удивился, узнав, что они до сих пор существуют как отдельная национальная общность. Правда, их совсем немного — около тысячи человек, но некоторые из самарян весьма известны, к примеру, в медийном пространстве современного Израиля довольно заметна самарянка Софи Цдака, в прошлом она была израильской королевой красоты.

Конечно, во время Христа самарян было значительно больше, и они представляли собой серьезную проблему для Израиля. Корень же проблемы был в религиозных разногласиях: когда-то те люди, которые позже сформировали собой отдельную религиозно-этническую общность, были неотличимы от евреев, но политические мотивы заставили их уйти в сторону от иудаизма с его центром в Иерусалимском храме, они создали свой храм — он располагался на горе Гаризим. Но этот храм был разрушен иудейским царем Иоанном Гирканом во втором веке до Рождества Христова. Разрушение самарянского храма привело к новому витку напряженности между евреями и самарянами. Они были против и самих евреев, и их религии. Именно поэтому паломники, которые шли в Иерусалим через Самарию, не могли рассчитывать на гостеприимство и теплый прием. Так произошло и со Христом Спасителем, самаряне отказались Его принять по той лишь причине, что Он был евреем на пути в Иерусалим. Апостол Лука выразил эту причину такими словами сегодняшнего евангельского чтения: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим».

Если в каком-нибудь другом месте апостолы смогли бы это вынести относительно спокойно, то в Самарии они не стерпели, сказалась вековая вражда, братья Иоанн и Иаков захотели отомстить — свести с неба огонь, чтобы уничтожить селение, в котором не приняли Христа. В ответ на столь агрессивные мысли Христос напоминает, что Его миссия — не миссия мести, не миссия утверждения человеческой справедливости, Он не пришел ради оправдания одних и наказания других, рядом с Ним нет места сведению счетов, Он «пришел не губить души человеческие, а спасать». В какой степени в тот момент апостолы поняли своего Учителя — большой вопрос, но мы знаем из текста Евангелия, что они повиновались и пошли искать ночлег в другом месте.

Делая мягкий упрек Своим ученикам, Христос Спаситель произносит очень важную фразу: «не знаете, какого вы духа». Месть противна духу христианства. Неважно, большая это месть или маленькая. Неважно, справедливая это месть или нет. Важно же то, что Христос не мстил за Себя Самого, не давал Он делать это и Своим ученикам. Он совершенно четко обозначил Свою позицию: либо христианство, либо попытки возмездия за нанесенные обиды и оскорбления. Никакого третьего или же промежуточного состояния попросту не существует.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (о. Дмитрий Барицкий)

452px-John_at_patmos_n.novgorod

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород).

Лк., 48 зач., IX, 49-56 (о. Дмитрий Барицкий)

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, предлагает нам два эпизода из евангельской истории. Оба связаны с учениками Спасителя.

В первом они жалуются Учителю на человека, который, как им казалось, претендовал на то, чтобы использовать ту силу, какую он, по их мнению, не должен был иметь. Логика учеников понятна и очень житейски оправдана: он не ходит со Христом, не делит с Ним все тягости пути, какое тогда право при помощи Его имени он творит чудеса, изгоняет бесов? Так поступают самозванцы и воры: используют то, что им не принадлежит в своих целях.

Во втором эпизоде ученики возмущаются уже другому поводу. Самаряне, ближайшие родственники евреев, не позволяют им передохнуть после долгого утомительного пути. Действительно, есть чему возмущаться, ведь законы гостеприимства, тем более на востоке, никто не отменял. Это все равно, что пройти мимо умирающего от жажды и не напоить его. Негодование апостолов настолько велико, что они даже предлагают Спасителю поступить, как некогда поступил древний пророк Илия, наказать наглецов, свести на них огонь с неба.

Обе реакции апостолов очень по-человечески понятны и близки каждому из нас. Они обусловлены врожденным каждому понятию о справедливости. Согласно ему, плохой поступок требует наказания. И лучше, чтобы суд совершился как можно быстрее. Должен же быть порядок вокруг.

Однако в ответ Христос призывает учеников не торопиться и даже упрекает их: «Не знаете, какого вы духа». То есть, не понимаете, что та житейская логика, которая побуждает вас принять такие решения, противоречат той, согласно которой действует в этой жизни Бог. В основе нашего мироздания Он положил не закон справедливости. Ведь если было бы так, кто как ни Творец мог бы в мгновение ока навести идеальный порядок в этом мире? Причем взять под контроль не только внешние поступки людей, но, поскольку видит помыслы каждого из нас, словно надзиратель бить человека по рукам, как только в его сердце шевельнется мало-мальски дурное впечатление или самая незначительная паршивая мыслишка. Однако Господь не делает этого. Не делает, жертвуя тем идеальным порядком, который мог бы тогда наступить вокруг. Почему? Потому что в основу жизни Им положен закон снисхождения, милости и любви, с которой Он относится даже к самому закоренелому грешнику. Причем любви до того, что Бог делит с нами все тяготы этой жизни, страдания и умирает мучительно смертью на кресте.

В первую очередь именно к соблюдению этого закона Христос призывает Своих учеников и каждого из нас. А если все же столкнувшись с несправедливостью, которая направлена лично против нас, у нас нет сил следовать закону Христову и душа жаждет возмездия, то научимся хотя бы предоставлять своих обидчиков им самим и Богу. Как говорил об этом свт. Феофан Затворник: «пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно».

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (прот. Павел Великанов)

452px-John_at_patmos_n.novgorod

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород).

Лк., 48 зач., IX, 49-56 (прот. Павел Великанов)

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали в сегодняшнем чтении несколько моментов, которые помогают нам понять отношения между Иисусом Христом и Его учениками. Первый эпизод — ученики рассказывают Спасителю, как они запретили некоему экзорцисту изгонять бесов именем Иисуса, потому что он не ходил вместе с апостолами. Второй эпизод связан с решением Иисуса отправиться в Иерусалим — при этом Он решает пойти более короткой дорогой, через недоброжелательную Самарию, где Его отказываются принять — что, впрочем, было совершенно естественно при давней вражде иудеев и самарян. В обоих эпизодах ученики действуют, исходя из своей системы координат: они — полноправные посланники Самого Мессии, в их руках сосредоточена огромная власть — как они имели возможность убедиться во время изгнаний бесов, исцелений и других чудотворений. И как только появляется хотя бы минимальная опасность в отношении их любимого Учителя — они уже готовы если не растерзать другого, так хотя бы огонь с неба свести и попалить нечестивцев.

Но как реагирует Сам Иисус? Есть только одно слово, которым можно описать Его реакцию: это великодушие. Христа не задевает то, что кто-то совершает чудеса Его именем — но при этом не является Его учеником. Он не обижается на самарян за то, что они отказывают в ночлеге, тем самым обрекая Иисуса и апостолов коротать ночь где-то на улице. Ключевая фраза, адресованная ученикам — «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать!»

Неизбежно возникает вопрос: как же так, ученики были совершенно иного духа, нежели Сам Иисус — но при этом они продолжали находиться рядом с ним, проповедовать, творить многие чудеса! Зачем Иисус терпит рядом с собой людей, которым только дай повод — и они тотчас готовы агрессивно реагировать?

Всё дело в том, что в апостолах, как и в любом обычном человеке, всегда находилось место для страха. Ведь именно страх — причина агрессии: «лучшая защита — нападение» — именно потому, что очень страшно — вот и надо замаскировать глубоко сидящий в душе ужас агрессивным поведением. Очень часто это можно наблюдать у подростков, которые любыми способами пытаются убедить окружающих в том, что им всё — нипочём, что они готовы преступать любые общественные устои, нравственные законы, даже простое здравое отношение к жизни. Потому что им невыносимо признаться — прежде всего перед собой — что им очень и очень страшно в этом мире, что в глубине души — они всё те же слабые и уязвимые дети, они боятся оказаться ненужными, незамеченными, нелюбимыми. Всё агрессивное поведение — это громкий крик о том, что человеку — очень плохо, но в этом он никогда не признается. И самое ошибочное, что можно предпринять в такой ситуации — это «симметрично реагировать»: накричал подросток на вас — а вы ему ещё более хлёстко ответили. Но это будет только ещё больше раззадоривать раздражение между людьми — и результат порой бывает очень печальным, если не трагичным. Но мудрый родитель, у которого в семье «сложный подросток», никогда так реагировать не будет: он «проглотит» эту агрессию, и позаботиться о том, чтобы дать почувствовать бутнующему ребёнку, что его всё равно очень и очень любят — даже несмотря на то, что он такой колючий и ершистый.

И сегодня Христос Спаситель предстаёт перед нами именно как Любящий Отец, Который хоть и указывает Своим детям на то, что они неправы — но не осуждает их, и продолжает также сильно любить, как и раньше. И не только самых близких учеников — но и вообще любого человека, даже если он — откровенный враг. Этот решительный отказ мстить — ни при каких условиях не пытаться вернуть обидчику причинённое им зло — стал одним из сильнейших аргументов в пользу христианства. Такого великодушия, которое стало неотъемлемой стороной церковной жизни, ни языческий, ни иудейский мир ещё не видал!

У каждого из нас есть те или иные страхи, которые нередко могут рождать агрессию. И сегодня Христос призывает нас не идти у них на поводу — а учиться верой Богу и любовью к окружающим выбираться из привычной колеи и уподобляться Богу в Его безграничном великодушии!

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (о. Стефан Домусчи)

452px-John_at_patmos_n.novgorod

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород).

Лк., 48 зач., IX, 49-56 (о. Стефан Домусчи)

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Становясь христианином, человек понимает, что перед перед ним большой и долгий путь. Кто-то, может быть, подумает, что дело уже сделано, он в Церкви и может быть спокоен. Кто-то, напротив, прекрасно осознает, что крещение – это только начало пути.

Но что же это за изменения? Каковы начальные и конечные координаты? При ответе на этот вопрос, даже среди тех, кто настроен на серьезное воцерковление, варианты могут быть самые разные. Велика вероятность того, что человек воспринимает в качестве координат внешние изменения. Он говорит: «Да я в начале пути, я еще не привык поститься, мне надо этому долго учиться», или «Я в начале пути, я еще не знаю молитв и мне надо долго их читать чтобы выучить наизусть». Среди прочего может быть непривычность воскресной литургии, ведь в свой выходной ты должен просыпаться утром и идти в храм, вместо того чтобы использовать время для того чтобы выспаться.

И всё же, начало пути, как и сам путь, в первую очередь не в этом. Конечно, внешние правила тоже учитываются. Мы действительно учимся молиться, поститься, ходить на службы, – все эти навыки совершенно необходимы. Но, в то же время, главный путь, который мы должны пройти – это путь научения любви.

Эта мысль может показаться чем-то банальным, но сегодняшний текст говорит нам о том, что можно ходить за Христом довольно долго, и не понимать о любви ничего.

Сегодняшний Евангельский текст начинается с того, что Христос ученики рассказывают Христу о событиях, с их точки зрения, возмутительных, ведь некто изгоняет демонов Его именем. О чем говорит это возмущение? Вероятно, о том, что они ощущали себя единственными настоящими учениками, и думали, что только их поведение нормативно. Христос же, напротив, запрещает им запрещать и говорит: кто не против вас, тот за вас.

Что ж, эта истина довольно простая, кто не противник, тот союзник. Она кажется ученикам довольно понятный.

Однако, за этой историей следует другая. Сопровождая Христа, на пути к Его крестным страданиям, ученики подходят к самарянскому селению, жители которого не принимают Его, т.к. не любят иудеев и не вступают с ними в общение.

И вот ученики, которые только-что должны были усвоить истину о том что нейтрально относящийся к ним человек не враг, как они обретают врагов настоящих, тех, кто не желает их видеть на своей земле. Тут уж слова Христа никак не подходят, уж эти-то люди точно не нейтральны, а значит и им, апостолам, можно применить силу.

Именно с таким предложением они и подходят ко Христу. Услышав их слова, он запрещает им агрессию и дает им заповедь выше прежней: не знаете какого вы духа? - Спрашивает Он, ибо сын человеческий пришел не губить души человеческие а спасать.

Иными словами, при ближайшем рассмотрении Евангельского текста, мы видим как бы духовную лестницу, по которой постепенно поднимаются ученики. И еще мы понимаем, что эта история не про них, но про нас.

Дай Бог и нам постепенно восходить от силы в силу, сначала научившись нейтральным и добрым отношениям со всеми, а затем и гораздо большему - терпению враждебности, перенесению скорбей. Мы должны научиться всему этому по разным причинам, хотя достаточно было бы и одной: став христианами, мы стали учениками того, Кто пришел не губить души человеческие но спасать.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
05.11.2020четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****