Иисус и Апостолы

Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 4

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Читать далее
Евангелие от Марка, Глава 4

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы услышали как Христос объясняет апостолам притчу о сеятеле. Сама необходимость этого для Него удивительна, и Он даже переспрашивает их: не понимаете этой притчи? Как же поймете другие? И дело не в том, конечно, что Христос не знает духовного состояния апостолов, своим вопросом Он как будто бы говорит им: неужели же вы настолько не хотите вдумываться в Мои слова, что даже такой притчи не понимаете?

На самом деле в этом возгласе не только удивление, и не только укор. В нем побуждение труду, потому что оказывается, что к человеку могут быть обращены самые понятные речи, но он не услышит, если не захочет, не будет готов внутренне. И все же... Все же Христос берется им ее объяснять.

Обычно, говоря о притче, людям свойственно обращать внимание на почву, о которой в ней говорится. Однако, прежде, чем обратиться к качеству земли, стоит понять почему сеятель действует именно так, как действует? Посмотрев на него можно сказать, что он не очень внимателен к семенами и мог бы быть разборчивее, ведь семена падают и при дороге, и в кусты и на камни... и выглядит это как явная расточительность. Но если мы вспомним, что речь идет о проповеди — мы поймем, что речь идет о необычайной Божественной щедрости и удивительном доверии к людям. Сеятель — проповедник — он обращает проповедь ко всем не смотря на то, что почва их сердец может быть разной. В определенном смысле непонимание апостолов так же вписывается в эту логику. Притча рассказана всем, потому что возможность работы над собой и возможность понимания есть у всех. Нет человека, который был бы безнадежен.

Рассказанная вообще, притча в то ж время обращена к каждому из нас, она говорит нам, о том, что Бог обращается не только к тем, кто достоин слушать, но даже к тем, кто совершенно не собирается этого делать.

Почему Он это делает? Потому что каждому Он хочет дать шанс. Потому что у каждого этот шанс есть, надо только осмотреться и прислушаться.

Возьмем лишь один, самый крайний пример — тех, чья душа сравнивается с пыльной и хорошо утрамбованной дорожной землей. Чего только стоят эти страшные слова: «тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их». О чем речь? О тех богоборческих помыслах, которые рождаются в сознании атеиста и тотчас похищают у него всякую возможность поверить и обратиться... И все же сеятель щедр, потому что знает, что иногда сомнение касается даже таких сердец... И даже такие сердца способны ответить на Его призыв.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с церковной жизнью знает, что люди, называющие себя верующими, могут проявлять свою веру и церковность по-разному. Одни ходят в храм ежевоскресно, причащаются, исповедуются, читают Священное Писание. Другие ходят реже и практически не участвуют в таинствах. И ведут такой образ жизни, который принято называть теплохладным. Происходит это не потому что первые что-то прочитали или что-то увидели, а вторые оказались этого лишены... Люди часто видят и слышат именно то, что готовы увидеть и услышать, верят так, как хотят поверить.

Очень ярко эта разделенность людей по внутреннему отношению к вере видна в сегодняшнем чтении. С первых его строк мы сталкиваемся с тем, что вокруг Христа есть народ и есть те, кто окружает его, т.е. его ученики, в число которых входит и двенадцать апостолов. Это окружение идет за Христом не потому что нуждается в чуде, хотя может быть некоторые из них поверили в него увидев чудо... Они идут за Христом потому, что им нужен Он Сам. Они стремятся к более глубокому знанию тайн Царствия Божия, которые раскрываются перед ними в ответ на это их стремление. Ищущие глубины и утверждения в вере, они противопоставляются тем, кто не хочет ничего знать, чьи глаза оказываются слепы и уши оказываются глухи. Эти последние слышат притчу о сеятеле, но не понимают ее. Не потому что им невозможно ее понять, но потому что таков их внутренний выбор.

Те, кто подходят ко Христу и спрашивают о смысле притчи так же не поняли ее, как и те, которые разошлись по домам. Дело не в интеллектуальных способностях, не в том кто-то понял притчу, а кто-то нет. Просто одни, услышав ее разошлись по домам, а другие подошли ко Христу и стали Его расспрашивать, попытались разобраться в том, кто сеятель и почему земля так по-разному отвечает на его труды.

Эти люди, как ушедшие, так и оставшиеся, теплохладные и горящие — все они явили собой правдивость этой притчи, все они и есть различная почва: утоптанная пешеходами, смешанная с камнями, заросшая терниями или, наконец, плодотворная.

Обычно, читая Священное Писание, мы обращаем внимание на саму притчу. Но эта притча не просто рассказ, она говорит о том, что происходит здесь и сейчас. Ее слова сбываются не просто когда-то, но уже в тот момент, когда ее слышат. Одни слышат красивые слова, но ничего в них не понимают, и расходятся по домам, другие слышат, но какова почва их сердец и какой плод она даст? И самое главное, каковы мы? Ведь мы тоже только что слышали эту притчу! Сейчас в данный момент думаем над ней? Но каковы же будут наши плоды? Стоит задуматься над этим.

Завершая свою речь, Христос говорит, что все тайное становится явным. Нередко эти слова понимают в том смысле, что все тайны в мире когда-нибудь, может быть на последнем суде, будут открыты и все все узнают. Однако в первую очередь, в контексте притчи, после которой эти слова сказаны, они означают, что можно сколько угодно ходить за Христом, можно думать о себе, что ты Его ученик... В итоге, состояние сердца, качество почвы, все равно себя выдаст и тайное станет явным.

И все же, почва нашего сердца небезнадёжна, мы способны ее обрабатывать, способны сделать ее плодотворной, главное иметь к этому решимость и приложить усилие, которое даст плод сто крат...

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие говорит о сыне Ирода Великого Ироде Антипе, правителе Галилеи времён Христа, что он с удовольствием слушал слова Иоанна Предтечи. Ирод не был единственным из тех, кто получал удовольствие от слов пророков и проповедником древнего Израиля. У Христа Спасителя тоже было немало поклонников, которые радовались Его словам и Его делам. Сегодня тоже многие люди читают Евангелие, слушают проповеди и бывают очень довольны той информацией, которую они получают. Но мы знаем, что Ироду Антипе приятные слуху слова Иоанна Предтечи не принесли никакой пользы. Слова Христа не принесли пользы тем толпам людей, которые следовали за Ним и которые восторгались Его словами. Сам Христос в нынешнем евангельском отрывке разделяет всех слушающих на четыре категории и только одна из этих категорий способна не только услышать, но и принять услышанное. Принять — значит от услаждения слуха перейти к уверенному действию, к прямому и непосредственному исполнению того, к чему призывает Христос в Своём Евангелии.

Интересно, что если читать Евангелие, читать ту литературу, которую принято называть духовной, читать христианских философов, то вопросов не становится меньше. Напротив, они увеличиваются. И найти ответы на них невозможно иным способом, кроме практического исполнения прочитанного. Христианство — это практика, это действие. В нем есть своя теория. Точно так же как есть своя теория, к примеру, в английском языке. Можно прекрасно знать эту теорию. Исследовать вдоль и попрёк правила употребления артиклей, уметь достоверно описать технику произношения дифтонгов и трифтонгов. Но если не будет языковой практики, то заказ сэндвича в сетевом кафе на берегу Гудзона окажется непосильной задачей. Конечно, трудно и страшно начать говорить на иностранном языке. Ещё страшнее начать исполнять слова Христа. Для этого нужна решимость. Ведь именно она отделяет тех, кому дано знать тайны Царства Божия от тех, кто смотрит и не видит, слышит и не может понять.

Читать далее
16.09.2019понедельник