Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 28-32

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 21
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение беседы Христа с первосвященниками и старейшинами, которые были возмущены изгнанием из храма торговцев. Основной вопрос, на который они хотели получить ответ — кто позволил Христу так себя вести, кто дал Ему эту власть?

Отвечая, Спаситель задает им встречный вопрос, о том, кто такой Иоанн и от кого было Его крещение? Собеседникам могло показаться, что Он попросту пытался поставить их в тупик, хотя на самом деле вопрос об Иоанне — это вопрос о Нем Самом.

Чем для вас было крещение Иоанново? Вопрос на который они выясняют ответ собеседуя между собой. Поразительно — они думают не о том, как ответить искренне! Не от том, как было на самом деле! Они думают о том, каким будет политически верный ответ. Не забудем, что перед нами не просто вопрошающие, перед нами первосвященники, то есть начальники народа, храмовое руководство. Из их беседы становится явно, что они настолько погрязли в своей кулуарной возне, в своих отношениях с римлянами, что совершенно разучились быть искренними, сами понятия простоты и открытости оказалось каким-то лишним и чужими. Совещаясь, они решают не как сказать правду, но как ответить так, чтобы не повредить корпорации.

В итоге не найдя такого ответа они отвечают — «не знаем», чем сами закрывают для себя возможность в дальнейшем расслышать Христа. А ведь если Иоанн Креститель — это «человек от Бога», как называет его один из евангелистов, обновление Завета, которое он возвещал действительно было необходимо. Но как неудобно было допустить даже мыль об этой необходимости, ведь за ней следовала необходимость в покаянии и изменении жизни, в подлинном перерождении.

Люди, которые отвыкли от правды и привыкли к красивой картинке ни на какие изменения не способны. Они создают лишь образ, благообразный и благочестивый, но совершенно лишенный внутренней жизни и связи с Богом.

Именно поэтому, Христос обращает к ним притчу о двух сынах. Первый, вероятно, сначала поленился, но любовь и почтение к отцу не позволили ему бездействовать. Совесть не молчала и он раскаявшись пошел и стал работать. Второй — привык быть правильным, но за этой привычкой ко внешнему потерял внутреннюю, живую связь с отцом. В лицо отцу он отвечает так, как должен ответить хороший сын, но в реальности, он не готов работать в отцовском винограднике. Его совесть привыкла подчиняться внешней картинке, но не реальной жизни.

Впрочем, где-то в глубине души правда ими все равно осознается, ведь на вопрос, кто из сыновей исполнил волю отца они отвечают «первый». Это подспудное, для них самих практически недоступное знание. И в первую очередь недоступное потому, что вместо совести, они привыкли ориентироваться на необходимость, которая в итоге совпала с тем, что для них выгодно. Притча и честный ответ на вопрос, оборачивается для них горьким выводом Христа о том, что мытари и блудницы ближе на пути к Царству, потому что не потеряли главного — искренности и честного восприятия себя. Они грешники, они знают об этом и не скрываются, ни от себя, ни от других... Сам по себе тот факт, что они грешат, естественно, плох, но они по крайней мере знают эту печальную правду о себе, совесть мучает их и они оказываются способны на покаяние. Люди же, которые привыкли жить в атмосфере красивой лжи — к покаянию не способны.

Кто мы в этой притче? Кто мы в отношениях со Христом? Ответ на этот вопрос очень важен, но главное, чтобы он был искренним, ведь только такой ответ может принести плод.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Образ виноградника – одно из самых любимых иудеями сравнение. Ещё с пророческих времён так именовал себя еврейский народ: мы – виноградник Божий! Поэтому для слушавших Иисуса это сравнение было достаточно глубоким и не исчерпывалось только примером из жизни любого хозяйства. Этой притчей Спаситель обличает самоуверенность иудеев: они думали, что раз Бог заключил с ними завет – значит, Ему уже никуда от них не деться: Он – их заложник! Но пребывая в таком обманчивом состоянии, они перестали выполнять то, ради чего и были избраны: подготавливать человечество к пришествию Мессии, Искупителя.

С другой стороны, оказалось, что люди, с точки зрения иудейского закона, грешные, нечестивые, презираемые – мытари, блудницы и подобные им – оказались куда более чуткими и честными, нежели чем самодостаточные праведники! Этим грешникам Спаситель оказался понятнее и ближе: их нужда в Живом Боге, Который и может избавить от греха, очистить душу, обновить всю жизнь – стала сильнее, нежели чем страх выпасть из жёстко регламентированной системы предписаний системы иудаизма. Поэтому они с радостью приняли проповедь Иоанна Крестителя, очистились в крещении покаяния – и для них слова Христа о Царстве Божием уже не были чем-то странным и чуждым – как они воспринимались первосвященниками и фарисеями, этой духовной элитой еврейского народа.

Возникает вопрос: но почему же в итоге, с точки зрения Бога, откровенно нарушавшие Божественные заповеди оказались лучше, нежели те, кто формально всегда всё соблюдал? Не открою никакого секрета, если скажу, что каждый из нас с радостью и горячностью выполняет любое дело, когда на самом деле хочет. Но когда мы вынуждены что-то делать, это происходит совершенно иначе. В Евангелии мы нигде не встретим слов Спасителя, что «надо» поститься, «надо» любить Бога, «надо» любить врагов, а не только ближних. Все слова Христа – это слова призыва и вдохновения, но не вынуждения и давления. Иисус Христос старается увлечь, собственным примером показать, что такое – быть исполненным жертвенной любовью. Именно поэтому новозаветные заповеди блаженства столь отличаются от ветхозаветного декалога, где чётко прописаны пределы – за которыми человека ожидает не только духовная, но и физическая смерть со стороны народа и его духовных вождей. Слова Христа – слова о другом, о той бесконечной перспективе приближения к Богу, уподобления Ему в кротости, смирении, немстительности, верности правде, чистоте и святости. Для того, кто хотя бы раз в жизни ощутил прикосновение к душе этой Божественной святыни – не нужно никакого «нравственного диктата» предписаний – он и так их не будет нарушать, потому что не хочет лишить себя самого этой близости к Богу, которую познал на собственном опыте.

Мытари и блудницы были искренни в своих желаниях: одни – в любви к деньгам, другие – в любви к телесным удовольствиям. И эта внутренняя нелживость, ненаигранность, оказалась сильнее, нежели чем тяжесть преступления ими заповедей. От совершённых грехов они избавились в водах покаяния – приняв крещение от Иоанна – и увидев Христа, смогли Его возлюбить ещё сильнее, нежели чем ранее они любили грех. С фарисеями и книжниками – ситуация прямо противоположная. Бросив всю жизнь в жертву соблюдения внешних предписаний, будучи по форме праведниками, их души так и не раскрылись для любви и откровенности, они делали всё, не потому, что на самом деле это любили, а только потому, что так было надо,  так было правильно с точки зрения закона – так гарантированно можно было оказаться в числе праведников – с человеческой точки зрения.

Перед каждым из нас нередко возникает вопрос: зачем выполнять то или иное предписание Церкви? И здесь есть несколько подходов. Первый – потому что «так надо», я не умнее других, надо оказать послушание духовенству и людям, более духовно опытным. Такой подход в целом неплох – но только в самом начале пути, когда христианская жизнь как таковая – земля полностью неизведанная. Но есть и другой подход: прежде чем что-то делать, постараться честно ответить самим себе на вопрос: а зачем мне это надо? что конкретно я ищу? что именно я надеюсь получить, выполнив это предписание? что я сам хочу? Если бы мы чаще задавали себе эти вопросы, тогда пост не превращался бы в лицемерную религиозную диету, а стал бы вожделенным инструментом воспитания души и источником вдохновения, молитва из «вычитывания» превратилась бы в живой диалог с Богом, прощение не выцеживалось бы сквозь зубы – а мы были бы готовы идти на край света, лишь бы примириться с нашим обидчиком.

Сегодня хочется всем нам пожелать не стесняться задавать себе эти вопросы – зачем мы делаем то или иное в духовной жизни – чтобы стать нам искренними и вдохновенными соработниками Божественного виноградника!

 

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
21.08.2019среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****