Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 14-16, 22-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 12
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Обвинения Христа Спасителя в том, что при исцелении больных Он прибегает к силе «веельзевула, князя бесовского» не были разовыми. Они повторяются на страницах Евангелия неоднократно. За этими обвинениями стоят разного рода магические практики, которые в Палестине первого века были достаточно широко распространены. Но, конечно же, сила, при помощи которой Христос Спаситель совершал исцеления и изгнания бесов, не имеет ничего общего с колдовством или магией. Однако для свидетелей Его чудес это не всегда было очевидно и некоторые Его действия могли интерпретироваться как связанные с магией. Внешние приемы, которые Он использовал, могли напоминать практику экзорцистов, которые изгоняли злые силы заклинаниями или магическими формулами. Христос тоже нередко использовал словесные формулы, например: «Замолчи и выйди из него» (Мк. 1:25) или «Выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5:8). В то же время Он никогда не произносил заклинательные молитвы, как это делали другие экзорцисты; не ссылался на какой-либо внешний авторитет или иную силу, отличную от Его собственной; не использовал никакие специальные вспомогательные средства.

Но все эти внешние отличия дают лишь частичный ответ на обвинение в использовании силы «князя бесовского», да и Сам Христос не идет по пути указания на внешние отличия. Он, во-первых, говорит о том, что если если сатана изгоняет сатану, значит он разделился сам в себе. Сатана противостоит Богу; его царство противостоит Божию Царству. Те, кто населяет царство сатаны, солидарны между собой: это подтверждает, в частности, история с легионом бесов, которые действовали совместно, имели единую волю и единую силу.

Второй аргумент — ссылка на сыновей тех, кто обвиняет Христа Спасителя. Под этими сыновьями иногда понимают тех иудейских экзорцистов, которые действовали во времена Христа и о которых известно из других источников. Однако гораздо более вероятно, что речь идет о Христовых учениках, которым Он дал власть над нечистыми духами. Поколение апостолов будет судьями поколению своих отцов, которые не уверовали во Христа вопреки всем совершенным Им и Его учениками чудесам.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Случай с исцелением Иисусом в субботу имевшего иссохшую руку оказался для фарисеев сильным ударом. Они быстро собрали совещание, как быть с этим неудобным проповедником дальше? Но как это сделать так, чтобы не вызвать ещё большую волну интереса среди растущих с каждым днём почитателей — большой вопрос. Однако проблема обозначена, и изощрённые умы еврейских законоучителей уже вовсю трудятся над вариантами решения.

Исцеление слепого и немого, о котором нам сегодня говорит евангелист Матфей, неожиданно даёт фарисеям подсказку. Народ, который видел это неслыханное чудо, смотрит на Иисуса с подозрением. Что-то здесь не так — такие чудеса более соответствовали бы настоящему Мессии, но этот плотник из Назарета как-то не очень соответствует привычному образу. И тут фарисеи вдруг понимают, что надо сделать: надо сильно уронить добрую репутацию Иисуса в глазах окружающих. Они пока не вполне Ему доверяют — прекрасно, и поэтому надо ещё сильнее укрепить их недоверие, обвинив Иисуса, что Он — колдун, маг, который использует демонические силы для совершения Своих небывалых чудес.

Если бы это обвинение прошло, проблемы с устранением Иисуса не было бы никакой. По закону Моисея, колдуны предавались жестокой смерти. Проблема бы с Иисусом была бы решена быстро и вполне законно. И Сам Иисус прекрасно понимает, к чему подталкивают народ коварные фарисеи. Что же Он делает? Оправдывается? Защищается? Обижается на очевидную клевету? Нет. Он берёт аргументы Своих противников и всего лишь развивает их дальше. Хорошо, если предположить, что это действительно так — что Иисус изгоняет демонов силой бесовского князя — тогда получается странная неувязка: демоны воюют сами с собой! Значит, их сплочённость уже разрушена, и их власти уже пришёл конец! В подтверждение Спаситель приводит образ разделения в городе или доме: любые распри неизбежно приводят к распаду и разрушению былого единства.

Следующая фраза уже с другой стороны разворачивает обвинение, выдвинутое Иисусом, на самих фарисеев. Если принять их обвинение, тогда возникает новый вопрос: а какой силой ваши же родные сыновья изгоняют демонов? Тоже силой Веельзевула, князя бесовского? Тогда их тоже надо поставить рядом с Иисусом и предать смертному приговору как чародеев.

На эти контраргументы фарисеям ответить уже нечего. Иисус не нападал на них с обвинениями — Он всего лишь продолжил их хитрые мысли и довёл их до логического завершения. Блестящий пример успешной дискуссии!

Сегодняшнее Евангелие учит нас очень важному навыку: ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению принимать обвинения на личный счёт. Ещё раз обратим внимание: ведь речь идёт о жизни и смерти, против Иисуса выдвинуто страшное обвинение — а Он, как будто бы речь вовсе не о Нём, спокойно и рассудительно его разбивает в пух и прах! Почему? Потому что Его сердце — целиком вверено Небесному Отцу, Богу — и прекрасно знает, что Его смерть от Него никуда не уйдёт!

Научи же и нас, Господи, хотя бы в малой мере Твоей вере и мужеству быть независимым от провокаций окружающих!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то лет пятнадцать назад во Всемирный день толерантности я услышал рассуждения о том, что Христос — самый толерантный человек на Земле. Рассуждавший об этом был очень удивлён и даже не сразу поверил тому, что именно Христос сказал слова «Кто не со мной тот против Меня». Слова, которые мы услышали в сегодняшнем чтении сказаны в ответ на обвинение от фарисеев. Они настолько острые., безальтернативные, в чем-то даже суровые, что никак не сочетаются с образом «самого толерантного человека на земле».

Бог сотворил человека свободным. Свободным настолько, что не заставляет его любить Себя, и позволяет ему вовсе отпасть... но насильно не удерживает. Так отец отпустил заблудшего сына и ждал его возвращения. И если толерантность — это терпимость к иному поведению, пусть даже оно представляется тебе неправильным... многие скажут, что такое отношение Бога к человеку вполне похоже не толерантное. Но в Евангелии есть и другие слова. Есть притча о пастыре, который идет за заблудившейся овцой и возвращается с нею на плечах. Бог уважает свободу человека, но нельзя сказать, что Ему все равно как он этой свободой пользуется. Богу совсем не все равно и Он не оставляет человека на произвол его собственных страстей.

Кто-нибудь спросит, но как же уважение к человеческой свободе?

Оно есть, но с пониманием того, что человека надо спасать от смерти и греховного плена. Что он попал в рабство греховной зависимости и не может сам от нее освободиться. Ведь если взрослый видит ребенка, который до конца не понимает, что делает, когда идет на красный свет или притрагивается к оголенному проводу, он не будет рассуждать о свободе этих поступков, он будет спасать. Врач может очень уважать пациента, но он не может быть толерантен к болезни.

Слова Христа «Кто не со Мной тот против Меня» становятся понятнее в свете второй части фразы «И кто не собирает со Мной, тот расточает».

Нередко можно услышать как Церковь обвиняет мир в потребительском отношении, в жажде наживы, в том, что он отвращает человека от того, что единственное нужно для спасения. На самом же деле, Она знает, что человек сотворен с ощущением незавершенности и бесконечной жаждой полноты.

Для того, что бы заполнить эту внутреннюю пустоту совсем не обязательно собирать нечто материальное. Речь идет в первую очередь о собрании всех внутренних сил, о сосредоточенности на том, что становится для тебя самым важным. Решивший собирать смертное, обретает смерть, а решивший собирать живое живет жизнью вечной. Именно поэтому Христос не говорит Кто собирает тот грешен, Он говорит Кто не собирает со Мной, тот расточает. Можно ли сказать, что он толерантен, ведь Он не заставляет человека действовать определенным образом. И в то же время, Он совершенно однозначно определяет иную жизнь как расточение. Расточение жизненных сил, расточение самой жизни.

Но что же значит собирать с Христом? это значит собирать для тех целей для которых собирают Христос! Цель же одна. Эта Цель — собрать всего человека, чтобы всего его исцелить, всего преобразить, всего спасти, всему дать жизнь вечную.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами – интереснейший евангельский эпизод. Только что происходит исцеление в субботу человека, который имел сухую руку, фарисеи собираются для заговора против Иисуса, и тут же – перед всеми – исцеляется ещё один человек от слепоты и демонической одержимости. В народе появляется слух: ну чудеса! от времён Давида – который, как известно, обладал способностью умирять дух Саула от мучившего его злого демона – никто подобными дарами не обладал! А может это и правда – Христос, долгожданный Мессия?

Такая постановка вопроса для слуха фарисеев было просто катастрофой. Они вовсе не ждали Мессию как чудотворца, Сына Божия, явным образом связанным с Творцом Вседержителем и повсюду демонстрирующего эту связь. Для них Мессия – это прежде всего очень конкретный «функционал», главным образом в области политической и национальной. Отход народного сознания от этого привычного шаблона грозил стать национальной катастрофой. Подпорки под «национальной идеей» начинают трещать, и религиозным лидерам надо что-то предпринимать, срочно, решительно и наверняка. И они, недолго думая, выдвигают Иисусу более чем суровое обвинение: Он – колдун, и действует при помощи злых духов.

Это – не просто оскорбительные слова. Это прямое и очень лукавое подстрекательство к убийству: ведь по закону Моисея, колдуны, ворожеи, вызыватели духов предавались не иначе как смертной казни! И если бы народ поддержал это обвинение, Иисуса просто бы забросали насмерть камнями – и винить было бы некого: всё по закону!

Но Спаситель совершенно спокойно показывает всю нелепость обвинения: причём поворачивает дело так, что обвинителям уже хочется поскорее забыть свои слова – ведь помощники фарисеев также практиковали экзорцизм!

И заканчивается чтение ещё одним афоризмом Христа: кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает. Тем самым Иисус говорит: перестаньте лукавить, определитесь, займите ясную для вас самих позицию – вы друзья Мне – или враги?

Принципиальная позиция, которую ожидает от слушателей Иисус, заставляет серьезно задуматься. Как часто нам недостаёт именно принципиальности: наше поведение чаще всего – ситуативно: ругают кого-то – и мы поддакиваем, да, он плохой; начинают хвалить – и мы снова соглашаемся: ну да, он скорее хороший. Беспринципность – вовсе не тождественна бесстыдству или бессовестности. Беспринципность неизбежна там, где не произошло погружение в самые глубины – собственной души, отношений с другими, отношения к Богу. Любая глубина пугает своей неизведанностью. Гораздо проще – скакать по верхам, не останавливаясь, не копая глубже. Но если у человека нет принципов, этих «архэ», этих первооснов – ему не на что будет опереться в своём движении. По жизни он будет идти, как по болоту: куда ни встанет – везде провалится. И если мы чувствуем, что не можем двигаться, вязнем, нам не на что встать – единственное, что нам может помочь – искренний крик к Богу: Ты – крепость моя: утверди сердце моё на камне заповедей Твоих! Помоги мне, Господи, найти внутри меня – меня настоящего, не лживого, не «имидж», а того живого, обнажённого от всего внешнего и наносного – поняв и приняв которого только и можно начинать двигаться к Тебе!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.07.2019вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****