Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму? Для проезжающих по трассе Тутаев-Рыбинск этот вопрос из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» уже неактуален. На него ответила 75-ти летняя Зоя Попова. Восемь лет она собирала деньги на строительство храма. И стоит теперь в селе Артемьево на Ярославщине небольшая церковь. Стоит, сияя золотым куполом, оглашая окрестности колокольным звоном. Это воплощённая мечта бабы Зои, как называют Зою Александровну односельчане.
Мечта была давней, ещё детской. Когда-то в этих местах построили дивной красоты храм. После революции его превратили в зернохранилище, а потом и вовсе разрушили. Храма не стало, а тоска по нему у Зои Александровны осталась. В 1999 году начала баба Зоя собирать деньги на строительство церкви. В Ярославской епархии, куда она пришла за письменным благословением, на старушку посмотрели с недоверием, но бумагу всё-таки дали. В документе говорилось, что Зоя Александровна Попова не аферистка, она собирает деньги во славу Божию. И пошла баба Зоя по России. В родном селе ей дали несколько сотен рублей. Потом Зоя Александровна двинулась по окрестным деревням. И там собрала крошечную сумму. Люди давали кто рубль, кто два. Лишь три человека смогли выделить по двести рублей. Но были и такие, кто бросали в лицо копейки, считали бабу Зою побирушкой, обзывали её. Зоя Александровна терпела и не плакала от обид.
«Идет бабка, согнутая до земли. Вот ползет почти по земле. Подошла: «Чего вы тута?» Тоже так вот достает тряпочку. Два рубля подает. Я говорю: «Бабушка, а на дорогу?» - «Ой, да я добегу». И потом я узнала, что эта бабушка из-под Тутаева. Вот представьте себе, она, до земли согнутая, она эти два рубля отдала на храм, а сама пешком пошла почти 12 километров».
За свой первый «поход в люди» баба Зоя собрала чуть больше семи тысяч рублей. Пришлось отправляться в Москву. Зоя Александровна рассуждала логически: если в столице есть люди, которые за вечер оставляют в ресторане 10 тысяч рублей, то на храм они пожертвуют с лёгкостью. Но ни в какие рестораны Зою Александровну не пускали. Охранники, увидев скромно одетую старушку, смеялись ей и в лицо и прогоняли. Зоя Александровна не отчаивалась. Обивала пороги храмов.
И добрые люди всё же нашлись. Священник храма Христа Спасителя пожертвовал 50 тысяч рублей. Известный меценат положил в копилку бабы Зои две тысячи долларов. А потом очень повезло – один московский батюшка нашёл Зое Александровне спонсора. Так в этой истории появился международный благотворительный фонд. В основном именно на его средства в селе АртЕмьево поднялся храм. Проект церкви бесплатно сделал местный архитектор. Иконостас привезли из Волгодонска, купол изготовили в Москве, сваи для здания подарила местная фабрика, арматуру – завод из Рыбинска. Доброе дело приятнее делать не в одиночку, а всем миром, считает баба Зоя:
«Это стоило жизнь прожить, чтоб узнать, сколько добрых людей на белом свете!».
Свой вклад в строительство храма баба Зоя подвигом не считает. По-другому думают те люди, которые не понаслышке знают о том, скольких трудов стоило Зое Александровне поднять такое дело. Недавно вышла в свет фотокнига о церкви в Артемьево. Её издала одна москвичка, восхищённая самоотверженностью простой русской женщины - Зои Поповой.
Теперь в храм бабы Зои приезжают паломники и туристы со всей России. В последнее время стало появляться много иностранцев. Долгая и трудная дорога людей не пугает. Ведь любая дорога радостна, если она ведёт к храму, построенному всем миром и с любовью.
В данной программе использованы материалы интернет-портала «Комсомольская правда».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.