Сегодня подвиг медсестры Юлии Ануфриевой сравнивают с подвигами медсестёр Великой Отечественной войны. Так же как их, Юлию ласково называли сестричкой. Так же как они, Юлия выносила людей из огня. И погибла она, как многие медсёстры, на поле боя. Выполняя свой сестринский и просто человеческий долг.
Юлия Ануфриева работала в психоневрологическом диспансере в деревне Лука Новгородской области. В четверг 12-ого заступила на круглосуточное дежурство. А в ночь на 13-ое в старом деревянном здании интерната вспыхнул пожар. В корпусе Юлия оказалась единственной дежурной санитаркой. На 60 пациентов – беспомощных, лежачих, не способных передвигаться самостоятельно. Говорят, что комната, в которой работала Юлия, располагалась рядом с выходом из здания. И спастись самой было делом одной минуты. Юлия не смогла, не захотела. Побежала спасать своих больных. Нашла источник огня в одной из палат. Попыталась потушить. Когда поняла, что ей не справиться, позвонила в соседний корпус, попросила вызвать пожарных. Сама же кинулась выносить больных. На своих руках, в темноте – электричество вырубили, по коридору, в котором от дыма нечем было дышать и под оглушающий вой пожарной сигнализации. Испуганные пациенты помочь ничем не могли. Каждого из них Юлия по одному выносила на улицу. 23 человека – это те, кого она успела спасти. Когда стала выводить 24-ого, рухнула крыша, похоронив под собой 35 инвалидов и медсестру Юлию Ануфриеву. Приехавшим пожарным спасать было уже некого.
А всего за пять часов до гибели, Юлия с помощью мобильного телефона сфотографировала себя на работе и отправила снимок домой. Подписала: «Целую. Много работы». Никто из домашних тогда и подумать не мог, что мама так попрощалась. Навсегда. Семья, в которой было четверо детей, осиротела. И вторая семья – как Юля называла своих пациентов – тоже.
Оглушённый горем сын Сергей так рассказывал о своей маме:
«Я единственное могу сказать, что её очень любили там. Даже, когда я её возил на работу, её встречали инвалиды, которые любили её. Правда. И помогали ей всегда. Плохого о ней никогда ничего не говорили. Даже в своё свободное время она ездила туда на работу. Потому что она сама с детского дома. Она знает, что это такое, когда нет никого. Как бы там, можно сказать, была вторая семья у неё».
В родном селе Юлии хотят поставить памятник. Героиня представлена к награде – ордену Мужества. На похоронах односельчане говорили, что Юля родилась не в то время. Что немногие сейчас могут решиться на такой поступок. Но вышло так, что подвиг медсестры Юлии Ануфриевой всколыхнул всю страну. И не только потому, что совершён в мирное время хрупкой маленькой женщиной. Очень точные слова о значении этого подвига нашел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Иногда мы спрашиваем себя: а есть среди нас герои? А есть ли среди нас святые? Вот сегодняшний день ответил на этот вопрос — есть и святые, и герои. Эта женщина, конечно, получала совсем небольшую зарплату, она, конечно, нуждалась, у неё не было комфортного жилья, у неё не было своего автомобиля, она не имела ничего, что так вожделенно сегодня для абсолютного большинства людей, но какой же силой внутренней, какой добротой она обладала, подлинной святостью, чтобы на себе, рискуя жизнью, вытаскивать этих несчастных больных престарелых людей и погибнуть вместе с ними! Мы должны помнить эти имена. Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь».
В данной программе использованы материалы телеканала «НТВ», а также официального сайта Московского Патриархата.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница