Казачий атаман из Алупки Михаил Крупенко в свои 40 с небольшим увлечённо играет в войну. Но это совсем не детская забава. Михаил устраивает реконструкции боёв Великой Отечественной. И считает, что лучшей школы патриотизма для молодёжи нет. Подростки не отрицают: такие бои намного интереснее, чем компьютерные игры.
Для начала Михаил решил вылепить образ врага в виде немецкого танка «Панцерваффе». В арсенале атамана была списанная машина «Скорой помощи», три старых холодильника, железный лом и картинки из журналов по боевой технике. Михаил вспоминает, что в успех затеи не верил никто:
«Здесь нет ни одной токарной детали. Поэтому специалисты сказали: это сделать нереально! Поэтому в проекте не участвовал ни один специалист, ни в одном вопросе».
Почти год трудился Михаил и в результате получил действующую модель немецкого танка:
«Башня вращается. Ствол стреляет». (Выстрел).
Самодельным танком заинтересовались подростки, приезжающие отдыхать в местный санаторий. И Михаил стал проводить для них военные реконструкции. Молодым людям раздавали форму пехотинцев и санитарок. Подростки шли местами, где когда-то гремели кровопролитные бои. Да и сам постановочный бой очень походил на настоящий: с окопами и наезжающим на них немецким танком, с санитарами и «ранеными». Михаил уверен: молодёжи необходимо почувствовать, каково было на той войне:
«Они на своей шкуре немножко испытали, как наши деды-прадеды завоевали наше чистое небо».
Подростки буквально рвутся участвовать в военно-исторических реконструкциях. Те, кому не достаётся роль, отчаянно завидуют тем, кто играет красноармейцев. Особенный восторг даже у девочек вызывает танк:
«Нереально просто было. Не верилось вообще, что это серьёзно настоящий танк и я вообще вживую увидела его. Я была в шоке».
Атаман Михаил Крупенко считает, что своей цели он достиг. Пройдя боевыми дорогами прадедов, молодые люди начинают воспринимать Великую Отечественную не как абстрактную войну, о которой пишут в учебниках, а как свою личную драму и свою очень личную историю.
В программе использованы материалы «Первого канала»
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди