«Быть вместе в горе и радости, в болезни и здравии». Обычные слова клятвы молодожёнов в истории Анны Стельмахович и Григория Прутова обретают особый смысл. Предложение девушке Гриша сделал в эфире одного из центральных телеканалов. Это было всего лишь четвёртое свидание молодых людей. До того несколько лет Аня и Гриша общались в основном по интернету:
«Мы сидим в Скайпе 24 часа. Нам всегда есть, о чём поговорить» + «Мы болтаем, да, без умолку. Постоянно. Мне мама говорит: о чём вы там болтаете? …Ну не знаю. Как-то само собой получается, что мы как просто близкие друзья в первую очередь».
Решению пары обвенчаться не помешало ничего: ни расстояния – Гриша жил в Белгороде, а Аня в Казахстане, ни страшная болезнь Гриши. У него мышечная атрофия. В 24 года он весит 20 килограммов, ездит в коляске и почти ничего не может делать сам. С Аней Гриша познакомился на сайте для людей с ограниченными возможностями. Говорит, ещё в детстве видел во сне похожую девушку и ждал встречи с ней наяву. А Аня, увидев фотографию Гриши, поняла, что наконец-то нашла родную душу:
«Он меня старше гораздо по интеллекту, по суждениям он старше меня. Это честно скажу, что в наших отношениях он у нас глава, он доминирует, он меня воспитывает».
О диагнозе Гриши Аня узнала не сразу. И парень боялся, что когда она увидит его на фотографии в полный рост, тут же исчезнет навсегда. Аня не исчезла. Наоборот, приехала в гости. И органично вошла в семью будущего мужа. Удивительно быстро взяла на себя все хлопоты о Грише:
«Когда человека любишь, то какие-то моменты с ухаживанием за ним, помощи – они, как правило, не рассматриваются, как помощь. Это всё делается само собой. Это делается на автомате».
С появлением Ани Гриша, по словам его мамы, расцвёл. Девушка сделала то, чего не смогли добиться врачи: Гриша почувствовал себя полноценным человеком. Счастливым и любимым. Теперь вместе с женой мечтает о детях.
После того, как история их любви прогремела на всю страну, на Аню и Гришу обрушились тысячи писем. Аней восхищались за то, что она решилась на самопожертвование, называли героиней и святой. Девушку подобные отклики выводят из равновесия:
«Я устала и всё. Я хочу наслаждаться тем, что нашла любовь, то, что мы вместе. То, что я счастлива, что человека встретила».
Может быть, в наше время настоящие чувства действительно кажутся кому-то подвигом. А раньше это называлось просто: настоящей любовью.
В программе использованы материалы «Первого канала»
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!