Однажды мне довелось побывать на Афоне. Афон — это монашеское государство, расположенное на севере Греции. Единственное в мире. Пять дней я провёл там, словно в другом измерении.
До поездки на Афон я немного волновался по поводу бытовых вопросов. Ехал без группы, без гида, не знал в деталях, как организованы размещение и питание паломников. Но первая же обитель, в которой я побывал, — монастырь Святого апостола Павла — развеяла все тревоги.
Произошло это вовсе не из-за того, что на Афоне люди живут, как ангелы, и им чужды все заботы о земном. Наоборот, я был поражен отлаженностью хозяйственной системы афонских монастырей, детальной продуманностью условий для проживания паломников. Во время путешествия мне неоднократно приходило на ум слово «комфорт». Только комфорт на Афоне другой.
Афонский «комфорт» начинается с того, что каждому паломнику выделяют место в специальной гостинице. Каждая комната (по-монастырски, «келия») в гостинице рассчитана на 1–3 человек. В большинстве виденных мною афонских гостиниц проведён «евроремонт». Паломникам предоставляется около часа отдыха. Блаженное состояние покоя в «цивилизованных условиях» келии прерывают ритмичные удары по дереву. Это дежурный монах отбивает по деревянному билу призыв на вечернюю службу. После богослужения паломники вместе с монахами принимают пищу. Определить временную принадлежность подобного приёма пищи достаточно трудно. И решать, что это было — обед или ужин, приходится по собственным ощущениям.
Вообще об особенностях питания на Афоне стоит упомянуть отдельно. Во-первых, в монашеской республике установлено не два, а три постных дня — понедельник, среда, пятница. Во-вторых, в постные дни полагается всего лишь один приём пищи — тот самый «то ли обед, то ли ужин». Паломники и заболевшие монахи могут утром постного дня попить чай с сухарями. Постная пища афонского жителя состоит из большой тарелки супа, хлеба, воды и фруктов. Скоромная пища вкушается два раза в день, и она несколько разнообразнее, чем постная — на столах появляются сыр, рыба, вино.
Удивительно, но я ни разу не испытал чувство голода. Даже яблоки и сладости, подаренные мне монахами «на случай голода», я привёз в Москву. Чудо насыщения происходит из-за особой духовной атмосферы Афона. Именно духовная жизнь невидимо организует всё жизненное пространство человека, не даёт комфорту стать самостоятельной ценностью или тем более целью жизни, но и не подавляет комфорт полностью. На территории монашеской республики я почувствовал, что значит «золотая середина», «мера вещей», что значит найти баланс между земным и небесным, и назвал это состояние так: «гармония Афона».
Самое сильное переживание «гармонии Афона» я ощутил в монастырях Карака́лу и Ивиро́н. Приветливое, добродушное и уважительное отношение монахов к паломникам, простота церковнослужителей, красота храмов и окружающей природы, отсутствие суеты вызывают совершенно новые переживания.
Стало понятным, почему несколько часов сна перед ночной службой не кажутся «недосыпом», а участие в длинных службах не воспринимается как подвиг. Мне открылось то, что можно назвать качеством жизни.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.