Благотворительность деятелей культуры Российской империи отнюдь не была данью моде. Скорее почётной обязанностью. Ещё точнее – велением сердца. Тысячи актёров, певцов, художников жертвовали деньги на помощь неимущим. Это было настоящее благотворительное движение. И одним из его активных участников стал Фёдор Шаляпин.
Жизнь Фёдора Ивановича – любимая тема для журналистов того времени. Репортёры любили подсчитывать деньги артиста, а потом писать материалы о его жадности. Шаляпин газетчиков не жаловал, а про свои высокие гонорары говорил так: «Бесплатно только птички поют». В этой фразе не было ни гонора, ни высокомерия. Шаляпина всегда задевало, что его тяжёлую работу люди считают баловством. Вот он и запрашивал с организаторов концертов по максимуму и считался самым дорогим артистом России. К тому же у Шаляпина была огромная семья - десять детей и всех нужно было кормить.
Он начал заниматься благотворительностью в начале своей карьеры. Тогда, когда сам был нищим. В Тифлисе ученики педагога по вокалу Дмитрия Усатова устроили благотворительную акцию. Шаляпин не мог не принять в ней участия. Ведь его самого Усатов кормил, поил, одевал и ни копейки не брал за уроки. Этого Фёдор Иванович никогда не забывал. Если приглашали петь бесплатно – пел. Не приглашали – сам устраивал благотворительные акции. Уезжая на заграничные гастроли, зарабатывал деньги для россиян. В 1912 году Шаляпин дал концерт в Монте-Карло. Получил за него 16 тысяч рублей и отправил их голодающим шести российских губерний.
Грянула Первая мировая война и Шаляпин открыл два госпиталя. Дети певца работали в них, ухаживая за ранеными. Сам Фёдор Иванович войну встретил за границей, в Бретани. Прямо на пляже, под открытым небом он дал концерт. Это была импровизация. Сидя у воды, Шаляпин прочёл телеграмму о победе русских в Восточной Пруссии. В восторге от такой новости артист запел. Вокруг собралась толпа. Люди стояли с обнажёнными головами. Шаляпин пел без остановки. А потом снял шляпу и попросил зрителей дать кто сколько сможет для раненых. Деньги отправил на фронт.
За несколько месяцев до революции Фёдор Иванович пел благотворительный спектакль в Большом театре. Вырученные средства певец раздал бедноте Москвы, раненым солдатам и политическим ссыльным. Но это не спасло Шаляпина от обысков после революции. Она превратила в пыль ценные бумаги, в которых певец хранил деньги, но чекисты всё равно приезжали в его дом с обысками. Однажды, не найдя ценностей, унесли серебряные ложки. Шаляпин отнёсся к этому с юмором и попросил «обыскивать его в удобное для него время, с восьми до девяти, например».
Когда артист собрался на гастроли за границу, власти потребовали у него отчёта о том, что он как благотворитель сделал за четыре года после революции. Певец перечислил концерты, указал общую сумму сборов – 257 тысяч рублей. И приписал: «Советское правительство увеличило гонорары всем артистам на 300 процентов. Я один от них отказался. Я уж не говорю о том, что правительство перевело с моего счёта на свой 148 тысяч рублей».
Шаляпин уехал и в Россию больше не вернулся. А поводом для этого стала именно благотворительная акция. В Париже Фёдор Иванович зашёл в храм к своему другу отцу Георгию с просьбой освятить только что купленный дом. Выходя из церкви, певец увидел голодных ребятишек - детей русских эмигрантов. Шаляпин передал для них через отца Георгия пять тысяч франков. Священник написал об этом в русскоязычной газете. В Советском Союзе отреагировали мгновенно: Шаляпина обвинили в помощи белому движению и лишили подданства.
Он не любил афишировать свою благотворительную деятельность. Не кричал на каждом шагу о том, что умеет не только петь. Но сохранились письма юриста, который занимался финансами Фёдора Ивановича. В одном из них есть такие слова: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!».
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница