Когда на маленькую архангельскую деревеньку Верколу опускались слякотные осенние сумерки, в деревянной избе крестьян Абрамовых зажигалась керосиновая лампа, и пятеро ребятишек собирались вокруг своей тётки Ириньи. Она рассказывала им старинные сказки, читала на память жития святых, пела духовные стихи. Пройдут годы. Младший из пятерых – Фёдор - станет известным писателе. В своё творчество он привнесёт ту ни с чем не сравнимую поэтичность и песенную красоту, которую с детства всем сердцем впитывал на тёткиных «вечорках». Наполнены ею и рассказы из сборника под названием «Деревянные кони».
Фёдор Абрамов всю жизнь строго придерживался правила: писать о том, что лучше всего знаешь. Поэтому писал о деревне. О бескрайних лугах, которые видны прямо из окна избы, о монастыре на другом берегу реки. О людях, каждый из которых виделся писателю настоящей маленькой вселенной.
Такой вселенной, несомненно, является старуха Василиса Милентьевна, героиня рассказа «Деревянные кони», по которому назван сборник. Выданная в шестнадцать лет замуж в чужую деревню, за нелюбимого и малознакомого человека, она нашла в себе силы не только не озлобиться на судьбу и людей, а стать опорой – и в духовном, и в житейском смысле - для нескольких поколений родных и односельчан. И обрести настоящее счастье, заботясь о других.
Фёдору Абрамову удаётся тонко и цельно передать характеры героев даже в маленьких зарисовках, напоминающих стихи в прозе. В сборник «Деревянные кони» вошёл целый цикл таких зарисовок под общим названием «Трын-трава». В них и тонкий юмор, и обезоруживающая правда жизни. Сразу ярко представляешь себе, к примеру, сцену из миниатюры «С Богом на Ты». Внучке, недовольной тем, что бабушка всё время говорит «ты» её городскому жениху, мудрая старушка резонно возражает, что раз уж к самому Господу дозволено на Ты обращаться, - значит, и к человеку тоже можно.
Но Абрамов не только великолепный литературный портретист. Он, разумеется, ещё и непревзойдённый пейзажист! Его проза дышит влажным осенним лесом, сочной травой, туманом, запахом грибов и дымком от жарко натопленной русской бани. Всем тем, чего нам так не хватает порой в каменных джунглях большого города!
В произведениях Фёдора Абрамова люди живут простой жизнью, неразрывно связанной с землёй, родным очагом. И ставят, по старинному северному обычаю, на крыши своих домов летящих в небо коньков – тех самых «Деревянных коней» - чтобы в житейской суете не забывать, куда нужно устремлять свои помыслы, чаяния и молитвы.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница