«Фестиваль «Город мастеров». Светлый вечер с прот. Александром Зориным и Валентином Максимовым (18.07.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Фестиваль «Город мастеров». Светлый вечер с прот. Александром Зориным и Валентином Максимовым (18.07.2018)

* Поделиться

В нашей студии были настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане протоиерей Александр Зорин и основатель «Братства пекарей» Валентин Максимов.

Разговор шел об организации жизни прихода при православном храме, как человек может найти применение своим талантам и умениям внутри Церкви, а также мы говорили о фестивале «Город мастеров», организованном при Казанском храме в Теплом Стане.


Л. Горская

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире программа «Светлый вечер». С вами в студии Лиза Горская. И у нас в гостях протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, и Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей». А сейчас у него пекарня «Хлебное правило». Настоятель, основатель — что вас объединяет?

Прот. Александр Зорин

— Наверное, нас объединяет месторасположение, место жительства. Валентин живет недалеко от храма, он прихожанин нашего храма. Мы с ним там познакомились, он пришел где-то год назад, сказал, что он печет замечательный хлеб. Я ему говорю: «Валентин, надо не только хлеб печь, надо и просфоры. Храму нужны просфоры, присоединяйтесь к нам».

Л. Горская

— Прямо сразу такой подход настоятельский.

Прот. Александр Зорин

— Да.

В. Максимов

— Я перебью отца Александра — может быть, он не помнит, но познакомились мы гораздо раньше...

Л. Горская

— Всегда интересно слышать две версии одной истории.

В. Максимов

— Я думаю, что он вспомнит. Для меня это был очень православный урок. Когда я зашел в храм, там женщины бегали и кричали: «Ой-ой, у нас здесь плохо положили плитку». Я говорю: «Я практически мастер, могу переложить». Переложил две плитки — естественно, криво и косо. И на следующий день, когда я зашел, меня позвали к настоятелю — это был отец Александр.

Л. Горская

— К директору вызвали?

Прот. Александр Зорин

— Теперь я вспомнил. Теперь, когда Валентин рассказал этот случай, я вспомнил. (Смеются.) Действительно, это было первое наше знакомство. Я даже помню, что я сказал Валентину.

В. Максимов

— Я это запомнил, и для меня теперь это правило такое. Батюшка сказал, что в храме без благословения настоятеля нельзя ничего делать. Мы сейчас так и делаем — только с благословения.

Прот. Александр Зорин

— Я хочу сказать, что с хлебом у Валентина лучше получается, чем с плиткой.

Л. Горская

— Вы заинтриговали. Как же вы ее положили?

В. Максимов

— Ну, клея немножко не долил... Свежая плитка всегда как бы колышется. И женщины, видимо, испугались, что она отвалится.

Прот. Александр Зорин

— Было вроде ничего, а стало совсем ничего — совсем плохо. (Смеются.)

Л. Горская

— А с хлебом что?

В. Максимов

— С хлебом — печем, готовимся к просфорам. Просфоры это все-таки богослужебный хлеб и требуется подготовка. У меня подготовка в основном по хлебу, я уже не первый год этим занимаюсь. Люди говорят, что неплохо получается, хлеб вкусный. На самом деле мы наш проект «Хлебное правило» не так давно запустили — сейчас идет хлеб, идут пирожки, будут просфоры.

Л. Горская

— То есть еще не начали печь?

Прот. Александр Зорин

— Просфорня у нас совсем недавно, Валентин к этому готовился на протяжении года. Я всё призываю Валентина: надо начать — пора, всё уже есть для этого, нужны просфоры. Он говорит: «Сейчас, сейчас».

Л. Горская

— Долго запрягает.

Прот. Александр Зорин

— Да.

В. Максимов

— Мы сейчас готовимся пройти обучение в двух монастырях и еще в одном храме, где пекут просфоры на заквасках, это подворье Афонского монастыря здесь в Москве. Ну, подготовиться, так уж подготовиться.

Л. Горская

— А расскажите нам про хлеб. Он бывает на закваске, дрожжевой, без закваски, какой еще? Вы мне до программы что-то рассказывали про фитнес-хлеб, который безнаказанно можно есть и фигура останется, или появится. (Смеется).

В. Максимов

— Про хлеб можно очень долго рассказывать, этому можно посвятить и час, и два и три. В двух словах — почему хлеб печется на заквасках? Это старая древняя традиция печь хлеб на закваске, потому что раньше культуры дрожжевой в том понимании, какая она сейчас есть, ее не было. Вообще, закваска состоит из двух культур: молочнокислых и дрожжевых культур. Но в заквасках, которыми мы пользуемся, пользуются люди — закваски, которые выведены из муки и воды — там содержатся так называемые дикие дрожжи. То есть это неконтролируемый процесс. Те дрожжи, которые прессованные, хлебопекарные — это окультуренные дрожжевые культуры, которые специально выведены под выпечку хлеба. Есть также пивные дрожжи, винные дрожжи — это взят определенный штамм дрожжей и он окультурен.

Л. Горская

— А дрожжи — это бактерии, грибок? Что это?

В. Максимов

— Это такая культура, которая расщепляет, разрыхляет тесто и дает ему пышность. Молочнокислые бактерии занимаются тем же самым, но на другом уровне — если вы пробовали хлеб именно с закваской, он имеет такую кислинку.

Л. Горская

— Да.

В. Максимов

— Это именно молочнокислые бактерии. По поводу фитнес-хлеба, это в современном понимании фитнес. Хлеб, произведенный таким образом, готовится не за два или три часа. У нас хлеб по двое суток делается, и за сутки делается.

Л. Горская

— Это что-то новое.

В. Максимов

— Это не новое, это хорошо забытое старое. За счет этого вся та энергия зерна передается человеку. В зерне есть вещества, которые называются природными консервантами, их можно расщепить только когда зерно попадает во влажную среду — то есть либо в закваску, либо в землю влажную, оно там начинает прорастать. В закваске все сложные микроэлементы начинают распадаться на более простые и человек их усваивает. И все те микроэлементы, которые человек может получить из зерна, он их получает — за счет того, что такой долгий процесс происходит.

Л. Горская

— А просфоры — это что-то принципиально другое.

Прот. Александр Зорин

— Да, просфоры — это святой хлеб, который предназначен для богослужений. И немножко другая культура печения и производства. У меня самого опыта нет, один раз я проходил практику, когда учился, в просфорне. Конечно, это производит большое впечатление — когда сам печешь просфоры для Божественной литургии. Может быть, Валентин подробнее расскажет, он все-таки с этим сталкивался.

В. Максимов

— Просфора — там немножко другая структура теста идет. То есть по тесту это совершенно другой хлеб. Мы привыкли к пышному хлебу — чтобы он был с большими дырками, как люди любят. Просфоры наоборот — это плотный хлеб. Совершенно другая технология его приготовления, которая требует пресса, чтобы все те пузырьки воздуха вышли, и он был плотный и без тех самых пузырьков.

Л. Горская

— Просфора состоит из двух частей.

В. Максимов

— Да, так называемые верха и низы, они между собой определенным образом скрепляются, это тоже отдельно делается. На верх ставится печать — печати тоже разных видов бывают. Многие спрашивают про просфору: как она делается, из чего состоит, каким образом все это происходит? В своей пекарне «Хлебное правило» мы будем делать мастер-классы и экскурсии для детей и для взрослых — будем показывать, как это делается, каким образом всё это происходит. Интерес к этому огромный.

Л. Горская

— Я помню, что в детстве (надеюсь, что я никого не задену) мы очень ждали брака, когда тетушки пекли просфоры — когда какой-нибудь бочок перерумянится или перекосит. Она уже не годится для богослужения, и ее — горячую, неосвященную — отдавали нам. А мы, голодные, бегали и их тащили. Полно историй про это. Когда люди не знают, что просфоры еще и освящают — мы сейчас об этом тоже поговорим — и видят, как дети посреди бела дня едят просфору, или если не дай Бог кто-то еще колбасу положит с голодухи, может задеть.

Прот. Александр Зорин

— К сожалению, у нас такая культура утеряна — не при всех храмах есть изготовление просфор. Обычно мы их где-то покупаем, приобретаем или нам жертвуют (разные есть варианты). Но мы поэтому и хотим, чтобы у нас была своя просфорня, чтобы мы весь этот процесс видели, контролировали и в нем принимали участие. Мы очень на это надеемся — с помощью Валентина это осуществить.

В. Максимов

— С Божьей помощью.

Прот. Александр Зорин

— Воплощать будете вы, Валентин.

Л. Горская

— Давайте поговорим о том, что у вас еще есть при храме. Мы как раз с вами и собрались для того, чтобы поговорить о том, как прихожане могут участвовать в жизни храма, и что храм в жизни прихожан — помимо первого и самого главного, что у нас есть: литургии и литургической жизни.

Прот. Александр Зорин

— Да, богослужебная жизнь. Вы знаете, вы такой глобальный вопрос задали. Вот я как я стал настоятелем, я встаю и ложусь с этим вопросом: как вовлечь людей, прихожан в жизнь прихода, в богослужебную жизнь, приходскую жизнь. Как организовать, какие мероприятия, чтобы они в этом принимали активное участие. Потому что сейчас уникальное время, когда мы живем — приход может делать много чего: заниматься миссионерством, социальной работой, молодежной работой, работай со всем, что ты хочешь, нет никаких препятствий. И самое главное — священноначалие, Святейший Патриарх Кирилл благословляет нас, подвигает к этому. Как это организовать в конкретном месте? Когда началось строительство храма — мы пришли на пустое место: стройплощадка, всё раскопано, котлован...

Л. Горская

— Это когда было?

Прот. Александр Зорин

— Это был 2012 год — когда началось строительство храма.

Л. Горская

— Не так давно.

Прот. Александр Зорин

— Да, не так давно. Первое богослужение в новопостроенном храме у нас было 7 апреля 2013 года — Благовещение Пресвятой Богородицы. До этого у нас был временный храм. И с временного храма мы и начали свою деятельность. Что такое временный храм в нашем случае? Места не было, площадка была маленькая — два вагончика, где мы собирались, служили Божественную литургию, приглашали людей. С этого всё начиналось. Первое, о чем подумали — конечно, воскресная школа для детей. Потому что люди приходят с детьми, надо им дать какие-то поле деятельности. Стали по этому принципу объединять людей — воскресная школа для детей. Потом воскресная школа для взрослых — опять же, взрослые приходят на литургию, на всенощные бдения, участвуют в богослужении — чтобы это было осмысленное понимание, где они присутствуют, что происходит в это время. Вместе с ними мы стали изучать богослужения, Новый Завет, Ветхий Завет. Опять же, вовлекаем в процесс социальной деятельности — постоянно на приходе кому-то нужна помощь: у кого-то операция, у кого-то трудные жизненные обстоятельства, кому-то что-то нужно. Даже обмен какими-то вещами между людьми, обычно между молодыми мамами — хорошие вещи остаются, можно обменяться. Дальше мы подумали о том, что еще можно сделать. Конечно, участие в социальной помощи, которая проходит на общеепархиальном уровне, на уровне викариатства — приход тоже принимает участие. Но бывают сложные случаи, когда обращаются: например, люди собирают деньги на операцию ребенку в различных фондах — фонд операцию оплачивает, а проезд трудно оплатить. Они обращаются в московские храмы, чтобы помогли собрать на проезд туда и обратно, на проживание. Мы тоже стараемся принимать в этом участие. Потом есть программа, недавно она появилась — программа «Метанойя», для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Опять же, люди обрели веру. Вот такая тяжелая болезнь, от которой надо помочь им избавиться, как-то их воцерковить — тоже пытаемся эту программу сделать на приходе. Не всё получается, очень тяжело. Замечательные люди туда приходят, искренне верующие, у которых я сам многому учусь. Мы читаем Евангелие, каждый высказывается, мы говорим про свою жизнь, про свои проблемы — это тоже помогает им держать себя в чистоте. Различная деятельность на приходе, но самая главная наша задача — людей воцерковить, чтобы они были ближе к вере, к Церкви, к Господу нашему Иисусу Христу. Наверное, это самое главное.

Л. Горская

— Протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, и Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей» и руководитель пекарни «Хлебное правило» в гостях у радио «Вера». Мы говорим о приходской жизни, о приходской деятельности, о хлебе, говорим очень интересно. Уже много нового я для себя узнала. Отец Александр, расскажите про ваш храм. Мы где-то на уровне котлована остановились в истории храма.

Прот. Александр Зорин

— Все мы знаем, что в Москве программа строительства новых православных храмов. Наш храм — один из первых, который начал строиться по этой программе. И начал он строиться примерно в том месте, где раньше существовал храм Казанской иконы Божией Матери. Было такое село на юго-западе недалеко от метро «Юго-Западная», метро «Тропарево» — Богородское-Воронино. Там деревянный храм появился очень давно на этом месте, когда еще было небольшое сельцо — это где-то 1620-30 год. Сложно сейчас установить. Но факт, что уже в 1670 году было закончено строительство каменного храма с приделом благоверных князей Бориса и Глеба. Храм существовал при барской усадьбе. Протекала речка Очаковка, на другой стороне была деревня. И храм там благополучно существовал где-то до середины XIX века. В середине XIX века, видимо в связи с малочисленностью прихожан, он был приписан к храму Архангела Михаила в Тропарево. А уже в начале ХХ века, с известными всем нам событиями, храм был закрыт и передан общине толстовцев. Там существовала община, которая пыталась развивать сельское хозяйство, что-то они выращивали, что-то они делали, но не всё у них получалось. Потом они были оттуда удалены, подверглись репрессиям. И храм был передан больнице им. Кащенко, где находились больные, куда к ним приезжали родные. Но со временем это было упразднено, и, наверное, в 70-е уже годы при реконструкции улицы Островитянова, при строительстве Второго медицинского института всё это место было упразднено, остался только небольшой парк. Остался небольшой парк, который сейчас называется, насколько я помню, там висит табличка «Богородицкое», парк «Богородицкое». И вот местные жители, в том числе Валентин, ходят туда гулять с детьми. Вот остался от всей усадьбы такой небольшой парк. А в парке еще находится со времен Великой Отечественной войны — там пролегала линия обороны — находится военный дот. Такой знак истории остался нам.

Л. Горская

— Дот — это долговременная огневая точка.

Прот. Александр Зорин

— Да.

Л. Горская

— Давайте поговорим про «Город мастеров». Я так понимаю... Заулыбались загадочно.

В. Максимов

— Никакой загадки нету. Не секрет, что 21 июля у нас престольный праздник — Казанской иконы Божией Матери. И у нас созрела такая мысль — позвать к нам в гости мастеров-ремесленников.

Л. Горская

— У вас, наверное, созрела? Признавайтесь.

В. Максимов

— Да. Я предложил батюшке, батюшка благословил это начинание. Туда собираются, во-первых, ремесленники-хлебопеки — это мои старые знакомые, те, с кем мы организовывали первый ремесленный фестиваль «Русский пекарь». Все люди приедут, у нас там будет русская передвижная печка, будет мельница, будут мастер-классы по закваскам, по хлебам, по испечению. Приедут в гости ремесленники других направлений, все те, кто работают руками. Можно будет что-то связать, что-то свалять, разукрасить игрушку. То есть собирается довольно большая компания ремесленников. Мы всех приглашаем в гости. У нас будет детский театр ростовых фигур, для детей будет много различных активностей. Вот таким образом мы хотим отметить наш престольный праздник.

Л. Горская

— Это в первый раз так?

Прот. Александр Зорин

— Мы на приходе всегда делали. На престольный праздник всегда хочется...

Л. Горская

— Отличиться.

Прот. Александр Зорин

— Не отличиться — какого-то праздника вместе. Прошла Божественная литургия, мы помолились, причастились, прошли крестным ходом — хочется продолжения, продолжения приходского праздника, в нем принять участие. И всегда мы делали на приходе какой-то концерт, общий стол. А вот появился Валентин и сказал: «Батюшка, а давайте сделаем что-то большое». Я говорю: «Валентин, ну какое большое летом? У нас футбол проходит — вот там всё большое». — «Нет, вот здесь. Смотрите, сколько людей у нас живет рядом, сколько у нас молодежи, детей, которые летом находятся в Москве. Давайте для них сделаем — пригласим всех, пусть они приходят. А мы для них сделаем замечательную встречу, замечательные мастер-классы, пусть они в этом примут участие». Я говорю: «Замечательно. Тем более у нас в этом году праздник выпадает на субботу, выходной день». Я думаю, что всем будет удобно прийти — пожалуйста, в 11 часов после богослужения мы собираемся и начинаем наш праздник, который, я надеюсь, будет проходить два дня — 21-го, в субботу, и в воскресенье 22 июля. Валентин отметил, что к нам приедет «Балаганчик сказок» — это наши друзья из Свято-Данилова монастыря, которые к нам уже не один раз приезжали. У них замечательный молодежный клуб «99 овец», замечательный молодежный театр. Они выступают и в Москве и других городах, мы это видели, и ждем с нетерпением, что они у нас будут на этом празднике.

Л. Горская

— И помимо этого вы будете хлеб печь.

В. Максимов

— Будем хлеб печь обязательно. Может быть, сделаем какую-то кашу для прихожан — полбяную, нашу фирменную. Понимаете, этот фестиваль — благотворительная деятельность с нашей стороны. Мы преследуем несколько целей: привлечь прихожан, каким-то образом вовлечь в эту жизнь тех, кто живет рядом, и дать площадку тем людям, которые занимаются ремеслом. Не секрет, что это большая проблема — сбыт своих товаров, того, что люди делают своими руками. Вот именно такие люди к нам приедут. К нам обещали приехать еще люди с сырами — те, кто делают сыры. То есть всех ремесленников, каких только можно, мы собираем у себя на площадке. Поэтому и называется «Город мастеров».

Л. Горская

— У вас там еще будет импровизированная ярмарка.

В. Максимов

— Да.

Л. Горская

— Сыры, хлеб. Что еще?

В. Максимов

— Различное прикладное искусство. Резьба по дереву...

Л. Горская

— Ой, как интересно. Расскажите вот про это, пожалуйста. Резьба по дереву, роспись — это всё еще живо, это есть?

В. Максимов

— Да, это всё есть. Просто мастеров этих не так много, но они есть. И они остро нуждаются в таких площадках — куда можно приехать, не надо платить никакой арендной платы, и можно показать свое мастерство именно людям. Может быть, кто-то захочет перенять это мастерство. У нас есть одна женщина, которая говорит: «Я не могу найти себе учеников». Она занимается плетением, это старая школа...

Л. Горская

— А, то есть это прямо традиция, которая не прерывалась — то есть как плели четыреста лет назад, так и она?

В. Максимов

— Да-да. Может быть, кто-то ее увидит, захочет у нее поучиться.

Л. Горская

— А что за плетение такое?

В. Максимов

— Я вам сейчас не могу сказать точно, потому что я в этом не специалист. Но если вы приедете, вы увидите. Будут у нас гусляры.

Л. Горская

— Как прекрасно.

В. Максимов

— Они тоже будут обучать, покажут гусли, как играть — что такое игра на гуслях. Я думаю, что немногие в нашем современном мире слышали, что это такое. А это наше исконно русское.

Л. Горская

— Наши слушатели знают — у нас же Старостин регулярно в гостях бывает, он прямо с гуслями приходит в студию. Но это действительно уникальная возможность. Таких, как он, наверное, единицы, можно без преувеличения сказать.

В. Максимов

— Да. Хотя сейчас это набирает популярность.

Л. Горская

— Слава Богу.

В. Максимов

— Да, слава Богу.

Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». У нас в гостях протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, и Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей» и руководитель пекарни «Хлебное правило». Оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту.

Л. Горская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами в студии Лиза Горская. И протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, а также Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей» и руководитель пекарни «Хлебное правило», и автор идеи...

В. Максимов

— Вы меня в краску вгоняете.

Л. Горская

— Хорошо. Не будем говорить, кто автор идеи. Но говорим мы о фестивале «Город мастеров», который будет проходить при храме, вокруг храма в престольный праздник. Расскажите еще раз про даты, как добраться, может быть, еще кто-то, кроме ваших прихожан, я уверена, захочет прийти и посмотреть на этой действо.

Прот. Александр Зорин

— Мы надеемся, мы всех ждем и приглашаем. Храм находится на стыке двух районов: с одной стороны это район Теплый стан, с другой стороны это район Обручевский, где живет много людей, замечательных людей. И я надеюсь, что кто-то из них посетит наш «Город мастеров» на наш престольный праздник. 21 июля празднование Казанской иконы Божией Матери. В 9 часов у нас Божественная литургия, примерно в 10.30 крестный ход, в 11 часов начало нашего праздника — «Города мастеров». Надеюсь, что логически он продолжится 22 июля, в воскресенье. Кто не сможет прийти 21, пожалуйста, милости просим, 22 в воскресный день приходите. Тоже после Божественной литургии будет продолжен наш праздник.

Л. Горская

— Будет и музыка, и какие-то детские спектакли.

Прот. Александр Зорин

— Я надеюсь, что будет всё. Мы сейчас подробный план составляем, список уже составлен — список тех, кто будет. И на сайте можно будет посмотреть подробный план мастер-классов, выступлений — кто в чем хочет принять участие. Чтобы не всё было скопом, мы постараемся по времени разбить, чтобы люди могли выбрать тематику, что им интересно.

Л. Горская

— Сайт «Богородское храм.ру» (www.bogorodskoe-hram.ru) — просто набираете в поисковике «Храм Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане», и там ссылка на сайт, открываете и там...

Прот. Александр Зорин

— Да.

Л. Горская

— Тут расписание фестиваля, где, как я вижу, будет интересно и взрослым и детям.

Прот. Александр Зорин

— Мы на это надеемся, особенно про детей.

В. Максимов

— Мы старались, потому что дети это наше всё. У всех нас есть маленькие дети...

Л. Горская

— А у кого-то еще будут.

В. Максимов

— Так что всех приглашаем, всем будет интересно — от мала до велика.

Л. Горская

— Замечательно. Расскажите, пожалуйста, помимо приглашенных гостей, мастеров, музыкантов и актеров, наверняка ваши прихожане тоже участвуют. Кроме пекарни у вас еще какие-то интересные направления при храме есть.

Прот. Александр Зорин

— Как я уже говорил, обычно это концерт — у нас есть люди, которые любят и умеют исполнять песни, поют.

Л. Горская

— Вокалисты?

Прот. Александр Зорин

— Да, вокалисты, инструментальщики, хорошо играют на пианино и гитаре. У нас есть музыкальное оборудование для улицы: усилители, колонки, микрофоны. И мы замечательно всё это проводим не только на престольные праздники. Например, у нас всегда замечательный концерт на 9 Мая. Мы после богослужения собираемся, поздравляем ветеранов, поем военные песни. На приходские праздники исполняем детские песни, песни духовные, песни советской эстрады. То есть можно услышать песни на разнообразный вкус.

Л. Горская

— Скажите, пожалуйста, у вас дружные прихожане, дружный приход? Потому что вы рассказывали, как восстанавливался храм, еще в 2012 году не было никакого храма в том виде, в каком он сейчас существует. Часто, к сожалению, бывает так, что церковная община, пока храм не восстановлен, куча дел и куча проблем — все очень дружно решают эти проблемы и справляются. А как только всё становится хорошо, бывает так, что энергия «в мирных целях» не направляется, и разные процессы могут начаться. Я так понимаю, что вы этого избежали.

Прот. Александр Зорин

— Мы еще до этого не добежали. (Смеются.) У нас пока еще не всё хорошо, у нас еще много дел. Но вы затронули главную, основную проблему. Об этом с самого основания прихода я думаю — как объединить людей, чтобы все вместе, одним миром делали одно дело, потому что без этого ничего не получится. Без этого мы не сможем ни построить храм, ни благоукрасить его, благоукрасить территорию, ни собраться на богослужения — мы все вместе должны это делать одним миром. Для этого — мы уже говорили про воскресные школы для взрослых, для детей. У нас есть еще такая форма — паломнические поездки — мы собираемся вместе с прихожанами и едем по святыням города Москвы. Не надо куда-то далеко ездить. Например, собираемся после богослужения и едем в Донской монастырь — и там приложились и поклонились святыням Донского монастыря. От нас по прямой это недалеко — сели, доехали, хоть на машине, хоть на метро. В другие монастыри города Москвы, храмы, где находятся святыни, мощи, мы тоже ездим. И, конечно, по святыням Подмосковья. Но есть одно место, которое нм особенно полюбилось — это село Годеново в Ярославской области, где находится Годеновский крест. Мы туда стараемся несколько раз в год ездить, познакомились с матушкой Евстолией, настоятельницей...

Л. Горская

— Которая у нас тоже была.

Прот. Александр Зорин

— А потом мы как-то набрались такой смелости и сказали: «Матушка, а как бы нам тоже копию Годеновского креста в храм?» Она благословила — и за алтарем у нас теперь стоит копия Годеновского креста, где мы тоже можем помолиться и поклониться этой замечательной святыне.

Л. Горская

— Это, конечно, потрясающие места — Свято-Никольский монастырь в Переславле-Залесском.

Прот. Александр Зорин

— Да, в Переславле-Залесском. Но от Переславля-Залесского надо ехать еще минут 40-50. И так интересно по дороге — едешь, сворачиваешь, дорога лесами, полями, тебя трясет, качает, качает. А потом — раз, и перед тобой открывается удивительное место. Там недавно тоже был праздник 11 числа. Там все благоукрашается, появляются разные скульптуры, украшается территория — преподобного Серафима Саровского, царской семьи появилась скульптура. Почему я про это рассказываю? Потому что их делает тоже наш прихожанин, наш знакомый скульптор Сергей Бычков. Он как раз делал копию Годеновского креста для нашего храма, и наш храм он тоже благоукрашает снаружи скульптурами.

Л. Горская

— Деревянными?

Прот. Александр Зорин

— Нет, из фибробетона....

Л. Горская

— Сегодня для меня день новых слов.

Прот. Александр Зорин

— Такими замечательными монументальными скульптурами. Сейчас у нас скульптура Святой Троицы уже готова, она находится на стене храма. Святого князя Владимира. Сейчас мы в формовку отдали скульптуру княгини Ольги. Я надеюсь, что скоро, к ее празднику, который практически через месяц, она тоже будет готова и мы установим ее на стене. И в память о том, что в основном старом храме был придел святых Бориса и Глеба, у нас еще будет скульптура святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Он тоже будет ее делать, она будет на стене. А в иконостасе у нас есть икона святых.

Л. Горская

— Я хотела спросить: в какой момент храм из Борисоглебского стал Казанским?

Прот. Александр Зорин

— Он изначально был Казанским храмом, там всегда был придел Бориса и Глеба, придел. Так как у нас храм однопрестольный, то мы почитаем память мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба. А приставной престол — это связано с нашим временным храмом. У нас в честь святых мучениц — великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, потому что временный храм был освящен в честь этих святых. И уже в основном храме у нас приставной престол в честь этих святых, которых мы тоже почитаем, празднуем. Наш малый престол тоже скоро будет перед Казанской иконой Божией Матери.

Л. Горская

— Я зашла на сайт храма и разглядываю скульптуру Святой Троицы — это просто белокаменная резьба. Вы каким-то сложным бетоном это назвали, а выглядит это как белый камень...

Прот. Александр Зорин

— Да, выглядит так. Современные технологии не дают стоять на месте. Из белого камня это всё тоже можно сделать, но это уже не так быстро, это другая технология. А сейчас сначала скульптор лепит скульптуру, потом это отдается в формовку. А уже сама форма заполняется фибробетоном. Потом эта форма снимается и немножко обрабатывается и получается вот такая...

Л. Горская

— Белокаменная резьба...

Прот. Александр Зорин

— Да.

Л. Горская

— Которая устанавливается на фасаде. Это очень красиво.

Прот. Александр Зорин

— Да, всем очень нравится.

Л. Горская

— А что у вас еще в храме есть? Мы поговорили про скульптуры. Наверняка же есть особо чтимые святыни? Или не появились еще? Расскажите.

Прот. Александр Зорин

— Конечно, есть святыни. Как я уже говорил, у нас рядом находится медицинский институт. К нам ходят преподаватели, студенты. И вот, наша активная прихожанка Елена, она преподаватель этого института, сказала: «Батюшка, ну как это? Мы студенты, преподаватели — непорядок: почему у нас нет иконы святители Луки и частицы его мощей?» — «Елена, вы понимаете, это сложно. Вот у нас есть маленькая икона, надо написать». Она говорит: «Не волнуйтесь, мы напишем письмо». Она собрала на своей кафедре преподавателей и студентов, мы собрали больше двухсот подписей, обратились к священноначалию, написали письмо. И нам благословили частицу мощей. Мы вместе с Еленой ездили в Крым, в Симферополь, оттуда ее привезли. К этому моменту силами прихожан была написана икона святителя Луки. И вот у нас теперь почитаемая святыня — икона с частицей мощей святителя Луки, где мы молимся, служим акафисты, почитаем этого великого святителя. И, конечно, студенты и преподаватели медицинского института имеют возможность тоже прийти, потому что храм находится в шаговой доступности. Мы всегда их приглашаем, ждем.

Л. Горская

— А ходят вообще, или только перед экзаменами?

Прот. Александр Зорин

— Конечно, большой наплыв перед экзаменами. (Смеются). И не только студентов медицинского института. Конечно, ходят. Есть несколько преподавателей, несколько студентов — Елена, один студент у нас поет в хоре, помогает нам, чтобы сплотить прихожан, занимается народным хором. После богослужений люди остаются, он с ними занимается.

Л. Горская

— Это же важно, а вы молчите — у вас есть народный хор.

Прот. Александр Зорин

— Есть народный хор. Когда я шел на передачу, то думал: «Господи, ну что я расскажу такого нового? Всем всё известно уже, всё говорили не один раз. Храм открыт — приходи, там всё уже есть». А сейчас пришел на передачу и думаю: «Про это забыл рассказать, и про это и про то». Действительно, есть народный хор, можно прийти и позаниматься. Любой человек — с голосом, без голоса...

Л. Горская

— Со слухом...

Прот. Александр Зорин

— Без слуха. Я вот даже некоторых отлавливаю после службы — они: «Батюшка, слуха нет». — «Ничего страшного, проявится в процессе. Давайте, заходите, заходите». (Смеется.)

Л. Горская

— Много людей в хоре?

Прот. Александр Зорин

— По-разному. Летом сейчас поменьше, а так — от 10 до 20 человек приходит. Основные песнопения: «Отче наш», «Верую», «Воскресение Христово видевше», 33-й псалом. Они стараются это вместе петь. И продолжение на богослужениях, я им говорю: «Вы не стойте по отдельным местам. Чувствуете, что „Верую“ подходит, собирайтесь, например, с правой стороны». Наш руководитель Дмитрий спускается к ним, и они уже вместе так слаженно поют и «Верую» и «Отче наш», вместе запевают. Я им говорю: «Замечательно получается, надо дальше, дальше». Надеюсь, что они так сподобятся и Литургию выучить, и спеть вместе народным хором. Не готовы они к этому, но я надеюсь. Надо еще потренироваться, позаниматься и к этому придем.

Л. Горская

— А к фестивалю они что-то готовят?

Прот. Александр Зорин

— Нет, к фестивалю они не готовят, потому что смущаются и стесняются. Еще не готовы они. Но я надеюсь, что со временем — почему бы и нет?

В. Максимов

— В следующем году.

Прот. Александр Зорин

— Вот мы посмотрим, какой опыт, какой результат у нас будет в этом году от фестиваля — что у нас получится, оценим. Если мы затронем сердца людей, то сделаем продолжение, будем стараться еще лучше делать.

Л. Горская

— Я надеюсь, что оно в любом случае будет, потому что первый блин — не показатель.

Прот. Александр Зорин

— Да, я надеюсь, что он будет не комом, потому что пекари у нас опытные, у них не первый блин.

Л. Горская

— Вы хлебом будете угощать?

В. Максимов

— Конечно, будет дегустация хлеба обязательно, причем разных пекарен. У каждого пекаря свой почерк, даже один и тот же хлеб можно по-разному выпечь, так же как и муку можно по-разному смолоть. Всё расскажем, всё покажем — как сделать закваску, как помолоть муку, как испечь хлеб.

Л. Горская

— А закваску разве можно сделать? Ее не передают какими-то способами?

В. Максимов

— Вы знаете, у нас, к сожалению, эта традиция прервалась после 1917 года, и умерло то, что в деревнях где-то еще доживает. Но Божьей милостью всё это восстанавливается. Сейчас много людей интересуется этим, начинают печь хлеб, начинают свои закваски делать. Да, раньше закваски передавались — когда дочь уходила из дома замуж, закваска ей давалась как приданое, чтобы она могла ее дальше продолжить. Но, к сожалению, в современном мире закваски могут так долго не жить — слишком много гадостей у нас появилось в воздухе.

Л. Горская

— Даже я это заметила — продукты по-другому себя в холодильнике ведут, по-другому портятся, чем в детстве.

В. Максимов

— На самом деле, хлеб, испеченный на закваске, может храниться очень долго.

Л. Горская

— Вы меня поразили тем, что хлеб можно несколько дней выпекать.

В. Максимов

— У нас есть хлеб, который мы печем практически два дня. Ну, как печем? — понятно, что печется он 30-40-50 минут...

Л. Горская

— А что в этом процессе такого, что нужно два дня это делать?

В. Максимов

— Готовится закваска, потом из этой закваски делается опара, из опары делается тесто. И вот это тесто еще сутки может стоять в холодильнике, подниматься, и только потом оно будет готово к выпечке.

Л. Горская

— И какой этот хлеб на вкус? Чем он отличается?

В. Максимов

— А вы попробуйте его после передачи.

Л. Горская

— А вы принесли?

В. Максимов

— Да.

Л. Горская

— Спасибо!

Прот. Александр Зорин

— Я могу сказать, чем отличается этот хлеб. Он мне напомнил хлеб моего детства — когда я ездил в деревню к бабушке, мы там ходили по разным знакомым. Это Костромская область, это даже не деревня, а город небольшой. Когда уезжали к родственникам в деревню, там пекли и делали свое пиво, которое мне не давали пробовать: поешь хлебушка и киселька. Кисель был овсяный, я его ел с хлебом, который имел кисловатый привкус, который...

Л. Горская

— Прошу прощения, что перебиваю, этим овсяным киселем лечили половину заболеваний.

Прот. Александр Зорин

— Может быть, я не знаю. Он мне нравился — обычный, простой вкус. А если еще сверху суслом полить и хлебушком закусить — этот вкус остался с детства. И когда я попробовал хлеб Валентина — многие говорят, что кислый хлеб, — я как раз вспомнил тот хлеб, который ел в детстве в деревне. И многие делились воспоминаниями, кто пробовал хлеб, который выпечен в печи, настоящий... Валентин такой человек, он сказал: «Ну, не нравится вам, что кислый, ладно, будем дольше держать его в холодильнике, чтобы эта кислота ушла». Есть разные хитрости и рецепты. Так что посмотрим, что получится.

Л. Горская

— Я надеюсь, что мои коллеги, пока мы тут разговариваем, не до конца съедят хлеб, и мне тоже удастся попробовать.

В. Максимов

— Мы еще привезли вам наш квас, который тоже делаем на ржаной закваске.

Л. Горская

— Который тоже сейчас пьют мои коллеги, пока я с вами разговариваю. Я надеюсь, мы это всё с удовольствием попробуем после программы. Извините, дорогие радиослушатели, что не можем с вами поделиться, технологии до такого еще не дошли, к сожалению.

Л. Горская

— Протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, и Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей» и руководитель пекарни «Хлебное правило» в гостях у радио «Вера». Мы говорим о празднике, который будет через неделю в честь престольного праздника храма. 21-го числа мы празднуем Казанскую икону Божией Матери. Будет фестиваль «Город мастеров» — приедут музыканты, приедут ваши друзья-артисты из Данилова монастыря.

В. Максимов

— Да, Свято-Данилова монастыря.

Л. Горская

— Будут мастера, будет резьба по дереву, хлеб, и главное — это не главное, это среди главного, что меня поразило — будет женщина, которая занимается плетением, которая хранит нашу древнюю ремесленную традицию и которая ищет учеников. Дорогие радиослушатели, подумайте, может, стоит приехать и научиться у нее плетению. И вы сохраните уникальную российскую традицию. Что еще будет, что я забыла?

В. Максимов

— Про игру на гуслях вы забыли сказать.

Л. Горская

— Я сказала «музыканты».

В. Максимов

— Я просто гусляров выделяю в отдельную касту, потому что они хранят нашу историю. Впрочем, как и пекари. Мне это близко — то, что можно где-то найти, они это выискивают и пытаются передать тем людям, которые хотят. У них есть своя школа по игре на гуслях.

Л. Горская

— Это удивительно, конечно. Потому что не только эта традиция, но и наши гусляры, наши калики перехожие, пострадали больше других ремесел от советской власти — по ним такой бульдозер прошелся. Где и что они сейчас выискивают — им, наверное, приходится так далеко ездить...

В. Максимов

— Да, они действительно далеко ездят, собирают всё по крупицам.

Л. Горская

— И их немного. Но вы меня обнадежили — сказали, что это становится популярным. Расскажите про это тоже подробнее, пожалуйста.

В. Максимов

— В Тверской области сейчас есть такое предприятие — это народное предприятие. Один человек приехал в глубинку и сделал завод по изготовлению гуслей. У них недавно случилась беда — был пожар, и сгорело основное помещение. Но сейчас они восстановились, народ им помогал восстанавливаться.

Л. Горская

— Где в Тверской области?

В. Максимов

— Не скажу деревню...

Л. Горская

— То есть это в деревне, даже не в городе.

В. Максимов

— Да, именно в деревне. Они дают рабочие места тем людей, которые там живут рядом.

Л. Горская

— А кто будет играть на этих гуслях?

В. Максимов

— Приедут несколько человек, и они нам как раз поиграют, расскажут и покажут.

Л. Горская

— Я не знаю, может быть, вы в курсе: сейчас в музыкальных школах где-нибудь преподают гусли или нет? Или это только энтузиасты находят себе преподавателей и занимаются?

В. Максимов

— Врать не буду, не знаю. Наверное, нет. Но, может быть, есть какие-то народники при каких-то институтах?

Л. Горская

— Я помню, что когда домра появилась в музыкальных институтах, это просто бомба была! Там очередь стояла в этот класс, инструментов не было, за ними гонялись. Переделывали — в советском ширпотребе были четырехструнные домры, но это не то — у нас в традиции трехструнные. Каким-то образом эти «сковородки» переделывали под трехструнные, это звучало ужасно фальшиво. Люди учились. Потом появился один мастер. К нему очередь за инструментами была года на два. А сейчас — пожалуйста, сейчас в любой школе можно на домре заниматься, инструмент доступен.

В. Максимов

— У меня просто нет ни слуха, ни голоса.

Л. Горская

— Вам в народный хор надо (Смеётся.). Всё прорежется.

Прот. Александр Зорин

— Ждем вас.

В. Максимов

— К сожалению, не успеваю.

Л. Горская

— Нашла я, пока мы с вами разговаривали — Тверская область, Калининский район, село Пушкино, мастерская «Мир гуслей».

В. Максимов

— Да-да.

Л. Горская

— Я надеюсь, они восстановились после пожара.

В. Максимов

— Да, они восстановились, сейчас активно начинают свою деятельность.

Л. Горская

— Большое дело люди делают: и рабочие места, и традиции одновременно. Расскажите еще про фестиваль. Я уверена, что что-то вы не рассказали. Помимо того, что 21-22 июля после Литургии у вас... Кстати, это во дворе храма?

Прот. Александр Зорин

— На территории.

Л. Горская

— На территории храма будет некое действо разворачиваться. До которого часа?

Прот. Александр Зорин

— Мы не ставим временных рамок — пока люди будут приходить. Точно до Всенощного бдения, до пяти часов вечера.

Л. Горская

— То есть можно попозже подойти.

Прот. Александр Зорин

— Можно попозже подойти. Никто никуда не спешит, никто никого не прогоняет. Люди, которые приедут, они тоже приедут не на час, не на два — они останутся до конца, будут ждать, как люди будут подходить. Кто-то может пораньше подойти, кто-то попозже. Как я говорил, у нас на сайте будет программа.

Л. Горская

— Как добраться до храма?

Прот. Александр Зорин

— Разными способами: можно от метро «Юго-Западная», от метро «Тропарево» пешком дойти, можно от метро «Коньково» доехать на автобусе.

Л. Горская

— Какой точный адрес?

Прот. Александр Зорин

— Улица Островитянова, владение 2А.

Л. Горская

— А машину есть куда поставить, если кто-то на машине приедет?

Прот. Александр Зорин

— На машине сложновато. Там есть парковка, но обычно она всегда занята. Может быть, где-то в соседних дворах. Храм находится на островке между двумя дорогами — там улица Островитянова расширяется и образуется такой островок — там и находится храм. С правой и с левой стороны находятся подземные переходы, по которым удобно можно перейти прямо к храму.

Л. Горская

— Я так понимаю, что лучше на метро — от «Тропарево» пешком.

Прот. Александр Зорин

— Пешком минут 10-15 в зависимости от того, с какой скоростью вы будете идти.

Л. Горская

— Волнуетесь перед таким масштабным мероприятием?

В. Максимов

— Конечно, всегда есть какой-то момент волнения.

Прот. Александр Зорин

— Всегда думаешь: как же это получится? Как собрать всех людей, организовать, пригласить людей? Мы взаимодействуем с местной прессой, с газетой «Теплый стан» Обручевского района, мы там тоже размещаем свои объявления, чтобы информировать жителей района. Постараемся, чтобы было такое хорошее межрайонное культурное мероприятие.

Л. Горская

— С Казанской иконой Божией Матери, в честь которой освящен ваш храм, в нашей истории связано множество преданий и историй. Может быть, у вас есть наиболее близкая вам, о которой вы бы хотели рассказать.

Прот. Александр Зорин

— Это действительно одна из почитаемых икон в нашем русском православном народе. Может быть, сейчас это прозвучит как-то лично, может быть, неуместно, но могу сказать, что с ней связана вся моя жизнь. Я начинал жить и служить в таком замечательном месте города Москвы, которое тоже связано с Казанской иконой Божией Матери — это храм Казанской Божией Матери в Узком. Этот храм в советские времена был закрыт, там находилась библиотека ИНИОН. Но на стене храма открыто была икона Казанской Божией Матери — замечательный образ, который сохранился. Это район Ясенево, санаторий «Узкое», и с Профсоюзной можно пройти, и от Теплого Стана, то есть со всех сторон есть туда заход. И когда мы ходили гулять и видели эту икону, всегда останавливались и молились. А потом, когда уже храм был открыт, я начал там свое служение, познакомился со своей супругой. И практически вся моя сознательная жизнь связана с Казанской иконой Божией Матери. Мы всегда молимся, почитаем ее в нашей семье. И я благодарен, что сейчас я продолжаю служение, удивительным образом получилось, что в храме Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане. Храм тоже древний, очень интересный. Мы говорили про наших прихожан — на нашем сайте есть рубрика «Наши прихожане», где мы стараемся, чтобы люди немножко рассказывали о себе — кто они, чем занимаются, про их отношение к вере, про праздники. Если откроете эту рубрику, там можно почитать — например, «Рождество Христово в моей жизни» — с чем ассоциируется этот праздник. Или, например, «Великий пост в моей жизни». Или мы там рассказывали про наших пожилых прихожан, которые прожили уже долгую интересную жизнь, которым есть чем поделиться — тоже на сайте можно с этим познакомиться. Одна из таких прихожанок, Раиса Борисовна Самофал, она профессиональный историк. И она сказала: «Батюшка, ну как же, надо написать историю нашего храма». — «Раиса Борисовна, так это же хорошо! Давайте попробуем, напишем. Храм имеет давнюю историю». И она стала этим заниматься, ездить в архивы. Ей уже больше 80 лет, мы ей чем можем помогаем, она в это дело очень сильно углубилась. Мы надеемся, что появится эта книга. Сейчас материал уже собран, он обрабатывается. В основном, я задерживаю появление этой книги, потому что мне надо написать современную часть истории храма. Я немножко затягиваю, она меня за это ругает: «Батюшка, ну сколько же можно? Основную часть уже написали». И когда я шел на передачу, она говорила: «Вы не забудьте, про мамонтов расскажите». — «Раиса Борисовна, как про мамонтов рассказать?» — «Я же вам давала черновик книги. И там история начинается с того, как в нашей местности, в Теплом Стане были курганы, поселения. О том, что недалеко от района метро „Спортивная“ нашли останки мамонтов. У нас же такое интересное историческое место». — «Раиса Борисовна, если мы начнем так издалека — с курганов и мамонтов...» (Смеются.). Она говорит: «Но это же интересно, это наша история». Да, действительно это наша история. Вот такая получается книга. Надеюсь, что она будет всем интересна — не только любителям краеведческой истории храма, но вообще всем людям, интересующимся историей Москвы, историей развития нашего государства.

Л. Горская

— Валентин, а вам есть что рассказать про Казанскую икону?

В. Максимов

— С Казанской иконой у меня связно одно из главных событий моей жизни — венчание. И она стоит у меня во главе угла вместе со Спасителем, две иконы, они стоят у нас с венчания. Поэтому для меня это путеводная икона.

Л. Горская

— Поздравляю вас с наступающим (так можно же сказать?) престольным праздником...

Прот. Александр Зорин

— Спасибо большое.

Л. Горская

— Поскольку вы так готовитесь, то вас можно уже и поздравлять. И напоминаю нашим радиослушателям, что 21-го и 22 июля при храме Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане пройдет фестиваль «Город мастеров», который будет начинаться сразу после Литургии. Там будет много интересного, будет интересно взрослым и детям — музыка, спектакли, ремесла, хлеб, гусли. И женщина, которая сохранила российскую традицию плетения и ищет учеников — я про это не устаю повторять, меня это поразило, впечатлило очень. В гостях у радио «Вера» был протоиерей Александр Зорин — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, и Валентин Максимов — основатель «Братства пекарей» и руководитель пекарни «Хлебное правило». Всех ждем на фестивале 21-го и 22 июля.

Прот. Александр Зорин

— Спасибо большое.

В. Максимов

— Ждем вас. До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем