Фёдор Глинка – герой Отечественной войны 1812-ого года, писатель и поэт, считал свою женитьбу на Авдотье Голенищевой-Кутузовой даром небес. Едва они познакомились, как обоим стало казаться, что у них не то, что много общего, а общее всё – мысли, надежды, чувства. И уже ничто и никогда не могло заставить их расстаться.
В момент первой встречи они были уже немолоды. Авдотье исполнилось 35 лет, Фёдору – сорок. Лёгкой его жизнь никто не назвал бы. Войну с Наполеоном Глинка прошёл от начала до конца. Был вовлечён в движение декабристов, но всегда выступал против вооружённого восстания. После событий 14-ого декабря 1825-ого года Глинку арестовали, однако отправили не в Сибирь, а в Петрозаводск. После ссылки Глинка оказался в Твери, где и познакомился с Авдотьей Голенищевой-Кутузовой.
Он был бедным, но знаменитым литератором, она - богатой и тоже знаменитой…благотворительницей. Их встречу на одном из светских раутов Фёдор назвал «неожиданным подарком судьбы», а Авдотья «нечаянной радостью». Когда они объявили о своём обручении, в обществе понимающе переглядывались: мол, обычный мезальянс - богатая «старая дева» выходит за нищего писателя. Обсуждали внешность Глинки, судачили, что он не особенно привлекателен. Про Авдотью говорили, что и она не отличается красотой, к тому же высокомерна. И всё же знакомые сходились в одном: «Надо же, такие разные, а нашли друг друга!».
Фёдор и Авдотья обвенчались в 1830-ом году в Твери. Жили в деревне, потом в Москве и Петербурге, и снова в Твери. Почти никогда не расставались и вместе занимались благотворительностью, признаваясь, что это их любимое дело. В каком бы городе ни поселились супруги, их гостеприимный дом посещали художники и поэты, среди которых было много знаменитостей. Друзья любили ездить к Глинкам, говоря, что в их доме царит тёплая душевная атмосфера. Её любовно создавала хозяйка. На званых вечерах она играла на пианино и на арфе, пела романсы, читала стихи, чем приводила в восторг и гостей, и в особенности супруга.
Авдотья Павловна с юности мечтала о творчестве. Писала стихи и прозу, но публиковать их не решалась. Впервые она сделала это после замужества. Муж – опытный литератор, вдохнул в неё веру в свои силы. Известность Авдотье Павловне принесли переводы немецких поэтов и её собственная книга «Жизнь Пресвятой Богородицы». Фёдор Николаевич тоже много печатался. Причём, супруга активно помогала ему в работе, особенно, когда речь шла о духовной поэзии, которую Авдотья Павловна прекрасно чувствовала. А благодарный Глинка свою повесть «Свободное подражание священной книге Иова» посвятил любимой жене.
У супругов не было детей, и Авдотья Павловна много заботилась о детях бедняков. Живя в своём тверском имении, она как-то заметила, что крестьяне в холодное время года приводят своих детей в церковь легко одетыми и без головных уборов. Глинка принялась шить, и очень скоро по дороге к деревенской церкви в праздничный день пестрел целый цветник детских головок: накануне крестьянам было роздано несколько сот разноцветных шапочек. А в Москве Глинки, которые отнюдь не роскошествовали и часто испытывали материальные затруднения, создали общество помощи бедным – знаменитую «Доброхотную копейку».
Так супруги и жили, больше всего ценя честную, чистую жизнь и оберегая душевный покой друг друга. Но в 1860-ом году Авдотью Павловну сразила болезнь. Фёдор Николаевич не находил себе места от беспокойства, приглашал самых лучших врачей. Чуть ли не единственными словами, которые он произносил в те страшные дни были: «Сделайте что-нибудь! Сделайте!». Но медики только качали головами. Спустя полтора месяца Авдотья Павловна скончалась.
Фёдор Николаевич от горя слёг. С уходом жены, с которой он столько лет был неразлучен, и которая постоянно заботилась о нём, ему казалось, что жизнь для него кончилась. Спасла Глинку вера в Бога. Целыми днями Фёдор Николаевич молился. И силы к нему вернулись. Он прожил ещё 20 лет и находил утешение в том, что продолжал благотворительные проекты, начатые женой.
«Они нашли друг друга!», - говорили о Глинках на заре их знакомства. Больше тридцати лет супруги прожили вместе. Это был редкий союз двух искренних, раз и навсегда восхищённых друг другом людей.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.