Когда практикующий психолог одновременно пишет ещё и художественную прозу, это как минимум вызывает читательский интерес, а как максимум — становится заметным явлением на литературном небосклоне. Таким, к примеру, как современная петербургская писательница Екатерина Мурашова. Сложно сказать, на каком из двух своих главных жизненных поприщ она прославилась больше: и как литератор, и как детский психолог, Екатерина давно и хорошо известна. Впрочем, в своих произведениях она умело сочетает одно с другим. Книги Екатерины Мурашовой поражают и глубоким психологизмом, и драматическим накалом, и безупречным литературным стилем. Не стала исключением и пронзительная повесть «Класс коррекции», за которую её автор удостоилась премии в области литературы для детей и юношества «Заветная мечта».
Однако тот факт, что определённые возрастные категории весьма условно применимы к творчеству писательницы вообще и к упомянутому произведению в частности, становится очевиден с первых же прочитанных страниц. В повести о детях автор выходит на нравственные и духовные проблемы самого высокого уровня и рассуждает о таких вечных вопросах, как добро, милосердие, сострадание и помощь ближнему.
И делает это она с помощью неумолимых и, что скрывать, далеко не всегда радужных реалий нашего времени. В седьмой «Е», где учатся дети из неблагополучных семей, с отклонением в умственном и физическом развитии — так называемый класс коррекции, приходит новенький — Юра Мальков. Юра умный, смышлёный мальчик. Он неизлечимо болен и передвигается на инвалидной коляске. Но здесь, среди «отверженных» — беспризорницы по кличке Витька, почти совсем слепого и глухого Мишани, недалёкого Пашки Зорина, замкнувшейся в себе и с трудом воспринимающей реальность Стешки — Юра чувствует себя по-настоящему уютно. Он вежлив и доброжелателен. И очень быстро остальные ребята невольно начинают тянуться за ним, открывая свои самые прекрасные душевные качества, о существовании которых ни сами они, ни их учителя, даже не подозревали.
Кстати, в «Классе коррекции» Екатерина Мурашова сумела избежать, пожалуй, традиционной для подростковой литературы темы «противостояния миров» — отцов и детей. Взрослые — и то далеко не все! — у неё получились не злыми, а скорее уставшими от жизни. Но и они «выходят из спячки», разбуженные неожиданным теплом со стороны тех, кто от них этого тепла часто не дополучал.
Включив в повесть неожиданные элементы фэнтези, автор подчеркнула светлую сторону произведения. В нём нет боли, безысходности и мрака. В нём почти всё и все меняются к лучшему, как наверняка хоть немного изменимся и мы, пройдя через «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.