

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
У священномученика Киприана Карфагенского есть такие слова: «Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею». Конец цитаты. Это отсылка к евангельской притче: на одном и том же поле одновременно растут плевелы — сорняки, и пшеница, хороший злак. Вместе они растут до поры до времени — пока Господь в конце времен не вынесет последний суд, кто из нас был плевелами, а кто пшеницей. Святой Киприан в своих словах задает очень важную и во многом болезненную тему. Как относиться к тому, что в Церкви — в ее земной, конкретной исторической реальности — мы можем видеть несовершенства, можем видеть то, что нас смущает? Ответ святого ясен: не отрицать земную Церковь, не судить ее и исправлять самого себя, чтобы во мне самом не умножилось количество церковных несовершенств. К той же мысли обращается духовный писатель Сергей Фудель. В его книге под названием «Моим друзьям и детям» есть такие слова — цитирую: «Церковь имеет двойной аспект, в ее земном, историческом пути сосуществуют добро и зло и это сосуществование предусмотрено Богом впредь до Страшного суда, как пшеницы с плевелами на поле». Конец цитаты. И снова — та же тема. Двойной аспект Церкви. С одной стороны, Церковь с большой буквы, как Тело Христово, как небо на земле, как святость всех святых, которые и сегодня, спустя века после своей земной кончины, продолжают быть рядом и участвовать в нашей жизни. С другой стороны, Церковь в ее конкретном земном воплощении в данный исторический период. И даже не в смысле общественный институт, а просто — люди, которые живут так, как живут, и составляют собой церковную общину. И понятно, что в высшем смысле Церковь — одна, это единство во Христе всех верующих, которые когда жили, живут сейчас и будут жить в будущем. Но хотя бы для нужд конкретной сегодняшней программы мы можем позволить себе условно вычленить в разговоре о Церкви те два аспект, о которых говорит Сергей Фудель. Как относиться ко второму аспекту? Как относиться к неизбежным несовершенствам социальной реальности Церкви? Ведь не секрет, что существует и такая позиция: Церковь с большой буквы я признаю, а вот от принадлежности к конкретному институту, к общине, к храму, к церковной иерархии отказываюсь. Удивительна позиция Сергея Фуделя. Этот автор не склонен к идеализации. Он часто говорит о темном двойнике Церкви — о том «слишком человеческом», что можно в Церкви встретить и что может человека от Церкви оттолкнуть. И при всем при этом Фудель говорит о том, что от земной Церкви не нужно отказываться. Нужно оставаться в Церкви и научиться сквозь все искушения видеть в ней подлинное и этого подлинного — то есть Христа — держаться.