Духовная нищета — это удивление. Неожиданно такая мысль очень многое поставила на место, когда в очередной раз прочитывал евангельские заповеди блаженств…
Священники часто объясняют эту духовную нищету как постоянное упование на Бога. Как преодоление заблуждения, будто мои свершения достигаются мной и только мной с опорой на свои и только свои силы. Как память, что в моей жизни действует в первую очередь Бог — а я призван быть его помощником. И в этом нет уничижения человека, но есть — напротив — его возвышение. Потому что человек оказывается причастен наивысшему. Духовно нищий, уповающий на Бога помощник — своего рода ближайший подчиненный генерального директора самой крупной на свете компании… Человек понимает, что без Бога не может ничего. Зато с Богом — может всё. Писатель Клайв Стейплз Льюис в схожей ситуации приводил пример соли. Соль, имея свой собственный вкус, дает проявиться вкусу всех остальных блюд. Так и вера в Бога и упование на Него служат залогом успеха любых дел и начинаний. И кстати, эта метафора — еще и намек тем, кто привык упование на Бога считать бездействием, пассивностью. Упование на Бога — это личное творческое усилие. И более того, по-настоящему результативное усилие. У меня нет преувеличенного мнения о себе: я буду делать все от себя зависящее, но буду делать это с Богом.
И если задумываешься об этом, если видишь, что в жизни действует в первую очередь Бог, то как много неожиданного и радостного может с тобой произойти… Как можно во всем увидеть чудо в христианском смысле слова — увидеть живое движение Божьей руки в твоей жизни… Любой поворот дела при таком подходе — повод для радости, потому что он от Бога. У Гилберта Честертона встречается такая мысль. Часто говорят: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он не разочаруется». Но правильнее было бы сказать: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он обрадуется всему». В этом, возможно, и проявится нищета духовная, упование не на собственные планы, а на Бога — в готовности удивиться и обрадоваться всему, что с тобой происходит. В том, чтобы не расстроиться из-за того, что случившееся не совпало с ожидаемым, от чего психологически происходит большинство наших огорчений. В том, чтобы сказать самому себе: «Надо же как — кто бы мог подумать, что у Господа именно такой план… Как интересно…» Может, и такой посыл можно услышать в словах Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.