
У английского писателя Клайва Стейплза Льюиса в эссе «Христианство и культура» есть такие слова: «В литературе очень редко встретишь христианские ценности. Чаще всего у нас, европейцев, встречаются: честь, влюбленность, материальное благополучие, упоение природой, томление по неведомому и нездешнему... Все они — ниже ценностей христианских; но некоторые из них подходят к христианству вплотную, т. е. стоят выше всего нехристианского, как бы прямо под христианством... Культура — житница или склад лучших внехристианских ценностей. Конечно, ценности эти душевны, а не духовны. Но душу создал Бог, и ценности ее, быть может, — предвосхищение, прообраз ценностей духовных».
Эти слова могут стать эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору о духе, душе и теле в религиозной жизни человека. Как часто можно услышать предостережения духовников не путать душевность (эмоциональность, чувственность) с духовностью (трезвым аскетическим деланием). Как часто можно услышать, что тело и все материальное в человеке — это враг духовной жизни? И при этом остается вопрос: но ведь Бог создал человека телесным и чувственно-эмоциональным, все это неизбежная часть нашей природы, значит, зачем-то она нужна? Какое место должны занять душа и тело в иерархии духовной жизни человека? Что об этом говорят христианские мыслители, услышим в сегодняшней программе.