Отправной точкой невероятных перемен в российской системе образования стал принятый в 1864 году документ «Положение о начальных народных училищах». Он позволил частым лицам быть учредителями образовательных заведений, и Самара откликнулась на это открытием сразу нескольких школ. Одной из самых ярких среди них была гимназия Харитоновых.
Сестры Харитоновы – Ольга, Мария, Анна, Клавдия и Антонина, переехали в Самару из Санкт-Петербурга. Все пятеро имели блестящее образование, и были полны решимости посвятить себя воспитанию детей. Благородное устремление сестер разделяла их мама, Мария Александровна. Гимназия Харитоновых практически сразу стала престижной. В попечительский совет этой школы вошли многие уважаемые в городе люди. Как дворяне - Терлецкий, Батюшкова, Толстая, так и купцы – Аржанов, Курлин, фон Вакано.
Перечень предметов в гимназии сестер Харитоновых был традиционным, в него входили арифметика, география, история, языки, чистописание, рукоделие, танцы. Занятия по Закону Божиему с девочками проводили протоиерей Евгений Веригин и священник Александр Докукин. Воспитанницам из польских и немецких семей, коих в Самаре было немало, духовные дисциплины преподавал лютеранский пастор барон Вольдемар Фридрихович фон Энгельгардт.
Сестры Харитоновы отслеживали методологические новинки в области педагогики и применяли их на практике. Так, они одними из первых в стране стали использовать в своей работе методику Фридриха Фрёбеля. Этот немецкий педагог известен как автор привычного нам термина «детский сад». Воспитание по Фрёбелю заключалось в том, чтобы дать ребенку возможность проявить творческое начало, данное Богом. Именно эта идея оказалась созвучна педагогическим чаяниям сестер Харитоновых.
На всем, что касалась гимназии, лежала особая печать благородства. Даже здание, в которое переселились гимназистки в 1904 году, выделялось среди прочих. Этот особняк в стиле модерн, построенный подрядчиком Алексеем Нуйчевым по проекту архитектора Михаила Квятковского, и сейчас поражает взгляд своим декоративным убранством. На его фасаде можно разглядеть десятки скульптурных украшений – бабочки, слоники, вазоны, маски, и даже атланты. Хотя, надо признать, что на сегодняшний день этот памятник архитектуры утратил былое великолепие и нуждается в срочной реставрации.
А вот педагогическое наследие Харитоновых нашло свое продолжение в работе самарской школы № 25. Все новаторские методики и авторские программы, которые здесь смело используются, объединены общей целью – помочь юному человеку раскрыть данные Богом дарования – как того и хотели сестры Харитоновы. Кстати, именно их имя и носит школа.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница