«Сеятель добра и знаний» - так аттестовали Дмитрия Тихомирова те, кто имел счастье с ним общаться. Дмитрий Иванович не мог похвалиться дворянским происхождением, миллионным состоянием. Всё, чего он достиг – и положение и обеспеченная жизнь – было следствием вдохновенного труда на ниве народного просвещения.
Дмитрий родился в селе Рождествено Костромской губернии в семье священника. С восьми лет помогал отцу во время богослужений. Тихомиров-старший мечтал, что Митя продолжит его дело и отдал сына в духовное училище. Предполагалось, что после его окончания Дмитрий поступит в семинарию, а потом в Академию. Но денег на образование не было, и мальчик оказался в ярославской Военной школе, где учился бесплатно. Оттуда его, как лучшего воспитанника перевели в петербургские учительские классы, а затем в Военную учительскую семинарию Москвы. О годах, проведённых там, Тихомиров всегда вспоминал с теплотой, ведь именно тогда он понял, что его призвание – педагогика. Трудиться Дмитрий умел и любил, первое время он учительствовал сразу в четырёх школах. Причём одну из них – для рабочих при фабрике Михайлова – Тихомиров с друзьями открыл сам. Это была первая в Москве вечерняя школа.
Карьера быстро шла в гору. Дмитрия Ивановича направили в московский Комитет грамотности. Тихомиров устраивал общедоступные лекции известных профессоров и писателей. Инспектировал фабричные школы, школы московского Благотворительного общества.
Вместе со своей женой Дмитрий Иванович открыл семейное дело – «Учебный магазин начальных школ». Прекрасные детские книги, а Тихомиров уговаривал писать лучших русских литераторов, стоили сущие копейки и расходились миллионными тиражами. Дмитрий Иванович стал богатым человеком. Он приобрёл в собственность старейший журнал «Детское чтение» и издавал его под новым названием «Юная Россия».
Детская литература была особой любовью Тихомирова. Он написал и за свой счёт издал «Букварь для народных школ». Книга имела невероятный успех. Её переиздавали 161 раз. Окрылённый Дмитрий Иванович продолжил писать для детей. Его перу принадлежат «Азбука православия», «Книга для церковно-славянского чтения», «Из истории родной земли» и самая известная в народных школах хрестоматия «Вешние всходы».
В 1900 году Тихомирова избрали гласным городской думы. Он выполнял депутатские полномочия девять лет. Всё это время активно занимался общественной работой и благотворительными проектами. Вложил двести тысяч рублей в строительство здания Педагогических курсов московского общества воспитательниц и учительниц. В родном селе Рождествено открыл больницу и двухэтажную школу, пожертвовав на их возведение 55 000 рублей. В школе, хоть она и появилась в далёком 1909 году, до сих пор учатся дети.
Тихомиров не жалел средств, чтобы помогать тем, кто имел отношение к просвещению. О заслугах Дмитрия Ивановича знали не только в России, но и за границей. В начале 20-ого века за свою подвижническую деятельность он получил на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. Когда Тихомиров умер, проводить его на Новодевичье кладбище пришла практически вся Москва. У могилы прозвучали искренние стихи, посвящённые памяти педагога, просветителя и очень доброго человека:
Не забудет Русь родная
Светлых подвигов твоих,-
Будет жить, не умирая,
Память вечная о них.
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен