Однажды в беседе с учениками Иисус Христос промолвил, что некоторые из них увидят Царство Божие еще в своей земной жизни. Ученики тогда не совсем поняли смысл этих слов. А через несколько дней Христос, взяв с собой трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна, — поднялся на высокую гору, чтобы помолиться. Апостолы задремали, а когда очнулись, то увидели лицо своего Учителя, сияющее неземным светом, одежды Его сделались белее снега, а по сторонам от Него стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Это явление Божественного величия Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками стало известно во всем мире как Преображение Господне. Именно это событие мы сегодня и отмечаем.
Считается, что точная дата Преображения неизвестна. Официально она утвердилась лишь в четвертом столетии: праздник стали отмечать в день, когда в Палестине на горе Фавор, на месте знаменательного Евангельского события, был освящен храм в честь Преображения Господня, построенный императрицей Еленой. И все же праздновать Преображение начали уже в первые века христианства.
Известно также, что Преображение произошло в так называемый Праздник Кущей, который широко отмечался в ветхозаветном Израиле. В этот день люди приносили в храм и жертвовали Богу первые плоды нового урожая — виноград и смоквы.
На Русь Праздник Преображения Господня пришел в десятом веке, сразу же после принятия христианства. Тогда выращивать виноград у нас еще не умели. Поэтому вместо него освящали плоды, в обилии поспевавшие к этому времени: яблоки. Отсюда и возникло второе, народное название праздника: Яблочный Спас.
И сегодня, как много веков назад, люди несут в церковь яблоки. После торжественного праздничного богослужения их освящают. В этой древней традиции — и естественное желание поблагодарить Бога за хлеб насущный, и готовность отдать Ему все самое первое и самое лучшее.
Для совершения праздничного богослужения в день Преображения Господня священнослужители по традиции облачаются в серебристо-белые одежды. Это символизирует Фаворский свет, неземной свет Преображения, который просиял в этот день около двух тысяч лет назад.
В храмах сегодня поются стихиры праздника — торжественные песнопения, напоминающие о том, что происходило на горе Фавор. Подробности чуда Преображения Христа мы узнаем из текста Нового Завета, который читается во время богослужения — первые девять стихов семнадцатой главы Евангелия от Матфея.
В конце праздничной службы, после заамвонной молитвы — финальной молитвы богослужения, которую священник произносит, стоя на возвышении перед алтарем — совершается освящение плодов. Вот как эту часть богослужения описал в прошлом веке Иван Шмелёв в своем очерке «Яблочный Спас» из знаменитого цикла «Лето Господне».
«В горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою. Кругом на полу корзинки и узелки. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там.Суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях».
И сегодня в храме мы можем увидеть, услышать и ощутить всё то, что описал автор.
Надежда на то, что мы действительно сможем увидеть свет Преображения, вера в то, что это чудо возможно благодаря молитвенной помощи Богородицы, звучит во время церковной службы и в словах праздничного тропаря — небольшого гимна, кратко выражающего основную мысль праздника.
Если говорить о буквальном значении слова «преображение», то корни его нужно искать в греческом «метаморфозис», что дословно переводится как «превращение в другой вид», «изменение».
С момента Фаворских событий слово «преображение» приобрело гораздо более глубокий смысл — мы говорим об изменениях в человеке, прежде всего, с духовной точки зрения, с точки зрения его взаимоотношений с Богом.
Преобразившись на горе Фавор, Христос не только показал Свою Божественную природу. Он открыл апостолам, а вместе с ними и всем людям, идеал, возможность приблизиться к которому дана каждому человеку. Причем, речь идет не только об изменении привычек, взглядов или характера. Вся человеческая сущность под воздействием Божьей благодати способна перемениться, стать совсем иной — и внутренне, и даже внешне.
Близость к Богу способна изменять и физические свойства человеческой природы. Вот, к примеру, Мария Египетская могла переходить через реку, шагая прямо по воде. Это своими глазами видел благочестивый монах, старец Зосима. Он встретил святую в пустыне, куда она ушла, чтобы в одиночестве каяться в грехах своего прошлого, и где добровольно провела сорок семь лет.
Подобное преображение происходило не только со святыми древних времен. Многим известный, любимый и почитаемый преподобный Серафим Саровский жил сравнительно недавно — во времена Пушкина. Все, кому доводилось хотя бы просто постоять рядом с ним, говорили, что от старца исходят невероятные мир и покой.
Такие случаи из жизни святых и само Преображение Господне на Фаворе — связанные между собой события. Цепочка этих событий не прерывается и сейчас. Похожие примеры преображения мы знаем из жизни праведников, живших совсем недавно, в конце 20-го — начале 21 века — Паисия Святогорца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова. Преображение этих людей свидетельствует о том, что каждому из нас Богом дано гораздо большее, чем мы себе можем представить в повседневной суете.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.