Москва - 100,9 FM

"День памяти митр. Петра Московского, Высокопетровский монастырь". Светлый вечер с игуменом Петром (Еремеевым) (05.09.2016)

* Поделиться

игумен Петр (Еремеев)4В гостях у программы "Светлый вечер" был наместник Высоко-Петровского монастыря, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).

Накануне дня памяти святителя Петра Московского мы говорили об этом святом, об истории и сегодняшней жизни Высокопетровского монастыря, и о том какие мероприятия запланированы в монастыре в день престольного праздника.


 

А.Пичугин

— В студии Алексей Пичугин, я вас приветствую здесь на волнах светлого радио и сразу представляю гостя. Этот час вместе с нами проведет игумен Петр Еремеев — наместник московского Высоко-Петровского монастыря, здравствуйте, отец Петр!

П.Еремеев

— Добрый вечер, друзья!

А.Пичугин

— Мы с Вами встречаемся в преддверии, совсем скоро день святителя Петра — митрополита Киевского, но при этом митрополита Московского, Владимирского. Там интересная история, о ней мы тоже сегодня, я думаю, поговорим. 6 сентября — это престольный праздник Вашего монастыря, с чем я Вас и поздравляю с самого начала.

П.Еремеев

— Спасибо!

А.Пичугин

— И сегодня поговорим на совершенно разные темы — о митрополите Петре, о монастыре и о том, какое место он занимает в современной Москве, действительно — это такая важная обитель. Ну вот, митрополит Петр входит в число московских святителей, но титул у него был Киевский, сам он с территории нынешней Украины, или даже Польши, хотя это тоже для XIV века не совсем характерно. Потому что еще в то время предстоятели Церкви русской к нам присылались Константинополем и были греками. Ну тут много разных интересных нюансов, давайте начнем с биографии святителя Петра — кем он был, откуда, как он оказался в Москве?

П.Еремеев

— Да, действительно митрополит Петр явился первым святым нашего города и первым иерархом, который не только посетил город Москву, но еще и остался в ней жить, по сути говоря, предварив перенос официальный в город Москву кафедры всероссийского митрополита. Митрополит Петр уроженец теперешней Волынской области на Западной Украине, становится монахом весьма рано — лет в 12 по его житию, он становится иноком. И после очень благочестивой жизни, которая собирала к нему очень многих вместе с тем и учеников, и почитателей, духовных чад, он принимает решение уединиться и уходит в место до селе неизвестное на границе Львовской и Волынской сегодняшних областей, на реке Рать, или Ратий и там основывает монастырь и вскоре, как обычно и бывало, к нем притекают очень многие последователи и ученики, и образуется достаточно обширная территория, вокруг которой обустраиваются скиты, подворья, а центром становится монастырь, возглавит который в то время игумен Петр, будущий Киевский митрополит. И интересные события связывают его тогда уже с кафедрой всероссийских митрополитов. Посещая города и веси Киевской обширной митрополии — востока, юга, севера — митрополит Максим, как и в итоге мы знаем из истории, станет он предшественником на кафедре киевских святителей самого Петра, митрополит Максим посещает его монастырь. И там в дар ему митрополит Петр преподносит иконы Пречистой Девы Богородицы.

А.Пичугин

— Которые сам написал, кажется?

П.Еремеев

— Которые сам писал. И конечно это один из интересных моментов, характеризующих характер святителя Петра. Ведь иконописцы — это очень такие тонкие вдумчивые люди. И когда мы узнаем, что митрополит с юности становится иконописцем, начинаем понимать, в том числе, черты его характера, черты его служения. И вот одна из этих икон, подаренных будущим митрополитом Петром митрополиту Киевскому и всея Руси Максиму, икона, получившая наименование Петровской, становится первой чудотворной иконой города Москвы. И это тоже очень интересная связь с нашим городом, с будущей столицей Руси. И митрополит Петр, тогда еще игумен Петр, становится известным благодаря тому, что и митрополит Максим, и князь той самой южной Руси — Юрий, приезжает к нему и благодаря этому вниманию и двора митрополита, и двора князя, в том числе и иные знатные люди приезжают, ищут поддержки и помощи, и совета митрополита Петра.

А.Пичугин

— Отец Петр, а сохранились какие-то иконописные работы святителя?

П.Еремеев

— Мы сегодня знаем, что икона митрополита Петра, называемая Петровской иконой Божьей Матери, хранится, по крайней мере в древнейшем списке в Успенском соборе Московского Кремля.

А.Пичугин

— Это в списке, а в подлиннике?

П.Еремеев

— Впрочем сейчас идут споры о том, подлинник ли это на самом деле, или копия. Одни считают исследователи, что икона была утеряна после оккупации Наполеоном города Москвы, а другие сегодня считают, что это и есть та самая икона подлинник. Думаю, что скоро мы узнаем результат этого спора и исследования. Но одно понятно, что известная сегодня в списках эта икона практически не разнится в изводах и является тем, что мы сегодня видим. Очень характерная икона, до сих пор в таком виде Божьей Матери не изображали. То есть икона Петровская является по-своему уникальной и самобытной. То есть, так видел Божью Матерь и Спасителя в своей молитве митрополит Петр. Что интересно, ведь эта икона становится своеобразным участником житийной сцены в дальнейшем митрополита Петра. Когда умирает митрополит Максим, тот самый, который посетил митрополита Петра и получил в дар икону, будущую Петровскую Божьей Матери, то два князя — князь Тверской и князь Галицкий отправляют своих ставленников на митрополичий престол всея Руси в город Константинополь. И взяв с собой принадлежности сана митрополита Киевского и всея Руси ставленник Тверского князя — игумен Геронтий, в том числе взял с собой в эту поездку эту икону Петровской Божьей Матери. И она является ему именно в этом образе в пути и говорит: «Напрасно старец трудишься, будет избран на престол Киевский, написавший меня», — то есть этот образ ставленник князя южной Руси. Так и происходит, святейший патриарх Афанасий избирает на кафедру Киевских митрополитов — митрополита Петра, присланного в Константинополь с южной Руси. И таким образом под начало новоизбранного и поставленного митрополита Петра становятся все кафедры Руси — и южной, и северной. В том числе, конечно же и Новгород, Тверь, Владимир. Что происходит дальше, мы знаем из истории нашего государства, а не только из церковной истории. Происходит сопротивление Тверского князя в его нежелании принимать ставленника с южной Руси. Ведь мы знаем, что тогда, хотя и были междоусобицы между князьями северной Руси, противостояние с южными русскими территориями было более радикально. Это уже приобретало некоторое культурное противостояние. И тут приезжает из южной Руси ставленник южнороссийского князя митрополит Киевский и всея Руси, управлять митрополией русичей. Интересное явление, что уроженец южнорусских земель сегодня этой самой Западной Украины, принимает решение очень скоро, спустя год всего, переехать из Киева во Владимир, но и там не останавливается.

А.Пичугин

— Дорожка была за много веков уже протоптана во Владимир из Киева.

П.Еремеев

— Будем откровенны, окончательно решил для себя жить во Владимире его предшественник — митрополит Максим.

А.Пичугин

— Ну я даже скорее про князей.

П.Еремеев

— Те, кто были до митрополита Максима, жили преимущественно в Киеве. Конечно это сопровождалось трудностями, потому что Киев разорялся, то и дело он становился местом набегов и даже проходов различных отрядов разбойников и регулярных войск ханских. Поэтому это место было весьма опасным. И мы знаем, что бывали случаи, когда митрополит Петр находился в осажденных городах и крепостях, и его предшественники, и его последователи, и чудом оставался жив. И вот митрополит Петр переезжает во Владимир. Волею судьбы и личным выбором там не останавливается. А вспомним, что происходит, митрополит Петр возглавляет митрополичью кафедру, входившую в состав Церкви Константинопольской и естественно, он был не просто митрополитом всея Руси, объединяющим под собой иерархов Русской Церкви, русской митрополии. Он еще и был своеобразным послом Византии в том числе перед ставкой хана. И достаточно часто мы видим в истории, когда золотоордынцы принимают митрополита всея Руси, который был своеобразным чиновником византийской церкви и членом этой иерархии управленцев Византии, как некоего посланника, транслирующего идеи императора и патриарха Византии. Это естественно оказывает влияние на восприятие и князьями фигуры Киевского всероссийского митрополита. Там, где митрополит, там и источник единства русских земель. Конечно именно поэтому митрополит, как фигура был весьма интересен и княжеской власти. Именно поэтому князь Тверской желает, чтобы митрополитом стал выдвиженец из территорий, которыми управляет он. Но так происходит волею и промыслом Божьим, что приезжает на север Руси уроженец южной Руси и этим объединяет под своим началом до сих пор соперничающие и южные, и северные русские княжества.

А.Пичугин

— Но там тоже все было не так просто.

П.Еремеев

— Конечно, как и все в этой жизни.

А.Пичугин

— Да, потому что мы все прекрасно помним, с чего началось возвышение Москвы при Иване Калите.

П.Еремеев

— Тут на самом деле нужно понять то, что Иван Калита начинает действовать не просто как сын князя Даниила Московского, он начинает действовать, как духовный сын митрополита Киевского Петра. Давайте вспомним с чего по существу начинается деятельность князя Ивана Калиты, устремленная к великому княжению.

А.Пичугин

— Подавлением тверского восстания.

П.Еремеев

— А митрополит Петр пророчествует, митрополит Петр говорит князю Ивану Калите, что если ты поставишь в центре твоего града здесь в Кремле, храм, посвященный Успению Божьей Матери, то в нем не только я упокоюсь, оставшись здесь подле этого храма, но и город твой возвысится. Конечно митрополит Петр этим не просто пророчествует, он еще и подталкивает, как бы дает некую мотивацию князю Ивану Калите, правильно ориентировать свою деятельность на собирание русских земель, с этого начинается и изменяется само поведение князя Ивана Калиты.

А.Пичугин

— Друзья, напомню, что сегодня в гостях у радио «Вера» игумен Петр Еремеев — наместник московского Высоко-Петровского монастыря. 6 сентября престольный праздник в монастыре и поэтому мы говорим о жизни митрополита Петра — основателя монастыря, будем говорить об обители. У меня такой вопрос, получается, тут такой очень тонкий момент, как мне кажется, получается, что для Бога все-таки москвичи более приятны, нежели тверичане, ну так выходит, исходя из этого разговора.

П.Еремеев

— Необходимо смотреть на контекст, рассматривать все аспекты той эпохи. Мы сегодня говорим ведь о княжествах и о людях, которые были не просто разделены и были по разные стороны баррикад, будучи православными и будучи наследниками все-таки единого свободного пространства. Но кроме того, мы говорим о тех, кто находился под игом. И золотоордынское иго той эпохи — это тоже был фактор, который очевидно служил разделению, а не объединению русских земель. И в этой связи мы должны рассматривать выбор митрополита Петра в пользу Москву и поддержки Москвы, как центра развития русской жизни. А ведь вспомним, там, где митрополичий двор, там и источник власти общероссийской. Митрополит ставит епископов, митрополит дает благословение и изымает право священнодействия иерархов и духовенства в тех, или иных регионах — это источник власти. И если князья были разрозненны и противоречивы, то митрополит под собой объединял под единоначалием всех и иерархов русской митрополии всей русской Церкви. И выходит, что митрополит должен был избирать место, которое было бы удалено от противоречий и канонического порядка, и политического порядка. Мне так представляется, хотя трудно толковать сегодня поведение митрополита Петра, я его больше обуславливаю промыслом Божьим и его чуткостью, восприятием к воле Божьей, но вместе с тем митрополит Петр избирает, наверное, того князя и тех людей, которые были в большей степени независимы от тех вековых противоречий, которыми были обусловлены конфликты между Тверью и Новгородом, Рязанью, Киевом и южными городами, и южнорусскими князьями. Москва была, с одной стороны удалена от уже назревших противоречий, укоренившихся через войны, через захваты, убийства друг друга, а с другой стороны Москва возвышалась, в Москву сходились люди. Дело все в том, что Даниил Московский, отец Ивана Калиты, своими действиями миролюбивыми, ведь он присоединяет к Москве княжества Переславль-Залесское и иные по праву наследования этих княжеств. Не войной, а миролюбием, умиротворением. И он дает такие условия переселенцам на свои территории, что наступает эпоха тишины. Иван Калита закрепляет эти нормативные требования к переселенцам — меньше налоги, меньше контроль, как сегодня административный говорят контроль, больше свободы, более лояльный суд князя. И внезапно масса людей переселяется в Московское княжество, обеспечивают экономический рост. Даже вспомним житие святого Сергия Радонежского. Почему переселяются его родители — обедневшие ростовские бояре сюда, в Московское княжество — потому что там довлеет княжеская власть, там жесткие налоги, жесткий суд князя — здесь свобода и любовь. И получается, что эта длительная эпоха тишины и благополучия от Даниила Московского до Ивана Калиты к его детям переходящая, обеспечивает Москве совершенно новое звучание в русских землях. Митрополит наверняка это уловил — уловил характер Ивана Калиты, наследника жития святого Даниила Московского, первого Московского князя. Он прибыл, когда в Москву, я могу предположить, что этот характер передавался и людям, и люди были здесь свободные, богатые, но вместе с тем боголюбивые. И это возникшее чувство взаимной любви будущего великого князя Ивана Калиты (еще просто князя и брата князя Московского — Юрия Московского) и москвичей, и митрополита, рождают это решение его перебраться окончательно из Владимира, где он временно был, хотя и путешествовал по Руси чаще, чем был во Владимире, в наш город Москву. Много факторов, я думаю, что этот один из наиболее значимых.

А.Пичугин

— Давайте оставим дальше уже толкование историкам, тем более, что история сослагательных наклонений не терпит, простите, за это банальное напоминание. Но тем не менее, каменные храмы были и до него, несмотря на то, что где-то на православных ресурсах можно встретить упоминание, что при нем закладывается первый Успенский каменный храм — нет, до этого и Спас на Бору уже был каменный, и еще судя по всему были какие-то каменные храмы, что может быть когда-нибудь нам откроют археологи. Но тем не менее, при Иване Калите начинается довольно масштабное строительство. Соответственно происходило это с благословения митрополита Петра, и он участвует в основании Вашей обители, правильно я понимаю?

П.Еремеев

— На сегодняшний день существует три версии основания Высоко-Петровского монастыря.

А.Пичугин

— Давайте напомним нашим слушателям, где находится Высоко-Петровский монастырь. Те слушатели, которые у нас из других городов, а у нас достаточно много городов вещания, можно сказать, что это самый центр города, в пределах Бульварного кольца.

П.Еремеев

— Высоко-Петровский монастырь находится на улице Петровка, там, где Петровка 38, там и Петровка 28 — адрес нашего монастыря, но ближе к центру, ближе к Кремлю. По существу, если мы сейчас представим Москву XIX века, то со стен монастыря была видна в том числе и центральная часть города — Кремль, Кремлевские храмы и если вспомним...

А.Пичугин

— Мне кажется, с вашей колокольни до сих пор виден Кремль прекрасно.

П.Еремеев

— Виден Кремль, если подняться повыше, сегодня Москва уже застроена. В свое время Петровский монастырь дал название и одной из башен белого города, ограждавшей центр города — Петровские ворота, Петровская башня.

А.Пичугин

— Прямо рядом стояла.

П.Еремеев

— Сегодня — это Петровский бульвар, это центр Москвы. Так вот, существует три версии основания нашей обители. Анализируя все три, я склонен полагать, что версия основания монастыря митрополитом Петром в 1315 году — наиболее вероятная.

А.Пичугин

— А какие еще есть?

П.Еремеев

— Есть версии, связывающие основание обители с эпохой Дмитрия Донского, о том, что он основал монастырь, возвращаясь с Куликовой битвы. Есть версия, что монастырь был основан князем Иваном Калитой в благодарность митрополиту Петру в его честь за возвышение Москвы и передачу ярлыка на великое княжение по его молитве и ходатайству, именно ему — Ивану Калите. Но давайте увидим вообще ретроспективу историческую. Почти 250-300 лет до Ивана Грозного монастырь именуют параллельно Высоко-Петровским, Петровским, Петровский на Высоком, и Петропавловским.

А.Пичугин

— Вот да, про Петропавловский я тоже читал и в связи с этим не очень понятно. Он посвящен Петру митрополиту?

П.Еремеев

— А здесь и разгадка, когда же был основан монастырь. Дело все в том, что мы знаем из документов, что почти два и более века монастырь именуется так двойственно — Петровским в честь митрополита Петра и Петропавловским в честь апостолов Петра и Павла. Так вот оказывается, что монастырь, будучи наименован Петропавловским, вместе с тем начинают именовать с эпохи середины XIV века еще и Петровским на Высоком, в честь деревянного тогда еще храма на Петровском холме, посвященного Петру митрополиту. Эта двойственность означает, что первоначально монастырь был все-таки посвящен и храм был посвящен в честь апостолов Петра и Павла. Давайте вспомним, а кто же мог назвать в честь апостолов Петра и Павла этот храм, этот монастырь? С кем могла быть связана вообще эта история? Мы не находим более в истории Москвы никого с этим именем, столь значимым, чтобы наименовывать один из центральных монастырей города в честь святого, имя которого он носит, кроме митрополита Петра. Вместе с тем уже спустя полгода после кончины митрополита Петра, русские архиереи на малом русском соборе по сути канонизируют митрополита Петра.

А.Пичугин

— Там, по-моему, всецерковное почитание через 13 лет произошло.

П.Еремеев

— Через 10-13 лет уже этот вопрос рассматривается Константинополем и происшедшее на русском соборе русских иерархов прославление митрополита Петра по сути узаконивается на вселенском уровне почитание. Имя вносится в святцы вселенского патриархата, что делает легитимной канонизацию русскими архиереями своего бывшего предстоятеля. Но давайте еще раз выстроим эту концепцию. Итак, монастырь именуют в честь апостолов Петра и Павла, очевидно, что в ту эпоху не было иного Петра на Москве, кроме как митрополита Петра и наименование в честь апостола Петра связано было с ним, конечно же. Если бы Иван Калита наименовывал обитель, им основанную, то он бы сразу именовал ее в честь митрополита Петра уже канонизированного, значит это означает, что основание обители относится к эпохе времени до его канонизации, а по сути до времени размером в полгода от его смерти до времени прославления его русским собором русских иерархов. Это означает, что очевидно монастырь был основан при жизни митрополита Петра и относится к времени его посещения города Москвы. И очевидно, что это явно не эпоха Дмитрия Донского, именно поэтому, но еще и потому, что уже при Дмитрии Донском, архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн и как сказано в описании того времени, архимандрит и настоятель первого на Москве общежительного монастыря, то есть уже развитого столичного монастыря, участвует в известной истории поставления митрополита на Московскую кафедру в Константинополе. Так вот, совершенно очевидно из сложения всех этих фактов и причин, мною описанных, становится, что монастырь был основан при жизни митрополита Петра в честь апостола Петра и Павла и был переименован уже после его канонизации в его собственную честь, в честь митрополита святителя Пера — основателя монастыря.

А.Пичугин

— Сейчас Вы отмечаете именно... собственно глупо спрашивать, 6 сентября, к дате, к которой мы здесь с Вами собираемся — память святителя Петра и ваш престольный праздник. Но вообще в Москве достаточно много монастырей, да и в России в целом, которые называются не по их посвящению. Это в Москве Симонов монастырь, остатки которого возле метро Автозаводская, он вообще-то Успенский. Или, мы все говорим, Новодевичий монастырь, все привыкли, а то, что он Богородице-Смоленский в честь Смоленского образа иконы Божьей матери на самом деле освящен, уже об этом практически никто и не помнит. Также и Высоко-Петровский, наверное, никто практически не задумывается, когда проходит мимо ваших стен, в честь кого он освящен.

П.Еремеев

— По сути говоря, название нашего монастыря в себя вобрало и этимологию этого места, происхождение наименования этого места, там было село Высокое неподалеку от нас, то самое, которое вспоминаем мы, читая описание жизни Юрия Долгорукова и боярина Кучки, потому что Высокое принадлежало Кучке. Там была очень интересная история с похищением супруги. Но так, или иначе.

А.Пичугин

— Ну это суздальское дворянство.

П.Еремеев

— Наименование Высокое принадлежит этому месту и располагавшемуся здесь на Высоком холме, позже, наименованном Петровском холме — села Высокое. Ну и Петр — это имя основателя обители — митрополита Петра. Так и вышла Высоко-Петровская обитель.

А.Пичугин

— Друзья, напомню, что мы сегодня в преддверии 6 сентября — памяти святителя Петра митрополита Московского и престольного праздника столичного Высоко-Петровского монастыря, который очень удачно как-то так вписался в празднование дня города, которое мы в начале сентября отмечаем — день Москвы. Говорим и о святителе Петре, и об обители, которая находится в самом центре столицы — Высоко-Петровском монастыре, и говорим с наместником этого монастыря — игуменом Петром Еремеевым. Меня зовут Алексей Пичугин, буквально через минуту мы снова вернемся в эту студию, никуда не уходите.

А.Пичугин

— И еще раз здравствуйте, дорогие слушатели, я — Алексей Пичугин вас здесь приветствую в студии светлого радио. Напомню, что в преддверии 6 сентября — празднования дня памяти святителя Петра, митрополита Московского, как мы говорим, митрополита Московского, вообще-то митрополита Киевского официально по его титулу. Но тем не менее мы сегодня общаемся и вспоминаем его, говорим об истории Высоко-Петровского монастыря и о празднике, который 6 сентября будет отмечаться. Говорим с игуменом Петром Еремеевым — наместником Высоко-Петровского монастыря. Ну и давайте дальше разбираться с историей обители, с тем, как он был основан, в принципе, все становится более, или менее понятно. Дальше идут века, складывается этот замечательный и действительно один из самых красивых в Москве ансамблей, тем более, что далеко не каждый монастырь может похвастаться тем, что он пережил годы советской власти в практически первозданном виде. Я таких монастырей могу вспомнить по пальцам —это Новоспасский, Новодевичий, и еще несколько монастырей в центре поменьше, это в том числе и Высоко-Петровский монастырь. Я так понимаю, что в целом его ансамбль остался довольно-таки в первозданном виде.

П.Еремеев

— Монастырь обязан тем, что он сохранился двум, наверное, эпизодам в истории Москвы. Во-первых, монастырь был закрыт самым последним в Москве и в силу этого его не коснулись первые самые, наверное, жестокие всполохи гонения, разрушения, когда пострадали очень многие и монастыри, и храмы города Москвы. Закрыт он был одним из самых последних, тайно община монастыря существовала почти до перестройки и получается традиции Высоко-Петровской обители были переданы первым насельникам нашего монастыря уже в эпоху его возрождения.

А.Пичугин

— Как это, простите. Давайте может быть по порядку пойдем?

П.Еремеев

— Я к этому вернусь, наверное. Сейчас более важно понять, что до Второй мировой войны, до Отечественной войны монастырь уцелел, потому что был последним из всех закрыт, потому что в нем расположились ремонтные мастерские, которые вместе с тем вокруг себя сосредоточили проживающих работников этих ремонтных мастерских. То есть монастырь стал такой заводской площадкой. В то время на территорию монастыря свозили очень много боя, суглинка с окрестных строек. Благодаря или по вине этого сегодня территория монастыря возвышается от первоначального на метра полтора-два. После этого, когда после окончания Отечественной войны рассматривался градостроительный проект, уже ближе к времени правления Никиты Сергеевича Хрущева, было принято решение об выводе с территории монастыря этих предприятий заводских объемов, но решался вопрос о сносе монастыря в виду расширения Петровки и Каретного ряда. Сегодня мы видим, когда едем с Каретного ряда в сторону Петровки, что очень широкий Каретный ряд внезапно на Петровке 38 сужается, а уже через бульвар переезжаем и въезжаем буквально в двух-трех полосное движение, это против 7-8 полос на Каретном ряду. То есть, план начал реализовываться, но остановились строители, буквально подойдя к Петровскому бульвару, к Бульварному кольцу и было принято решение, не сносить эту сторону улицы Петровки, благодаря этому монастырь выжил, но разместили на его территории учреждение Минкультуры РСФСР. Благодаря этому монастырь, собственно говоря, внешне сохранил свои формы архитектурные и тогда же в 1970-1980-е годы Минкульт выделил средства и были восстановлены и главки, навершия всех храмов, которые были после революции конечно же сбиты. И объемы монастыря приобрели нынешний церковный вид, с завершением крестами. Это если вкратце.

А.Пичугин

— Это про XX век, а давайте чуть-чуть вернемся назад, мы просто упустили сразу столько столетий. Был митрополит Петр, а потом сразу... Ну это я Вас сбил.

П.Еремеев

— Был митрополит Петр, потом был царь Петр.

А.Пичугин

— И этот ансамбль уникальный — это же то самое нарышкинское барокко, которого в Москве сохранилось не очень много.

П.Еремеев

— Сегодня, если говорить о том, какие здания составляют ансамбль архитектурный нашего монастыря, мы должны признать, что из допетровской, то есть до Петра I эпохи в монастыре сегодня мы имеем лишь Петровский собор. Этот собор был построен по замыслу великого князя Ивана III, уже его сыном Василием III в камне на месте, четко по формам и границам бывшего деревянного храма апостолов Петра и Павла. Это было доказано при раскопках и исследовании этого собора в реставрацию 1970-1980-х годов, были найдены в основании этого собора погребения эпохи первой половины и середины XIV века и датирование этой эпохой позволило утверждать, что и храм Петровский деревянный был построен именно в эпоху Иоанна Калиты, что подтверждает время основания нашего монастыря. Учитывая, что этот храм является сегодня центром от которого выстраивается весь ансамбль, мы и продолжаем именовать его в силу духовной основы собором Петра митрополита. А вокруг этого собора мы видим уже каре строений, каре зданий церковных. А в том числе еще кроме церквей, построек, обустраивающих быт нашего монастыря — это келейный корпус и иные корпуса. Они преимущественно конечно уже относятся к эпохе юности Петра I. Дело все в том, что в первое восстание стрельцов в Москве погибают любимые братья царицы Натальи Нарышкиной — Иван и Афанасий, дядья Петра, на глазах у него их растерзает толпа, потом появляется у юноши нервный тик, как мы помним из описания его жизни. И он легко сходил на уровень высоких эмоций — это именно последствия этой кровавой сцены, которая перед ним разыгралась, что ценой крови двух его ближайших любимых дядьев он остался жив и весь род Нарышкиных выжил. И тогда принимает решение царица упокоить прах двух растерзанных стрельцами братьев Ивана и Афанасия в обители Петра митрополита на Высоком. Почему — потому что нынешний второй двор, называем его Царский двор монастыря, на спуске к Кремлю — это была усадьба бояр Нарышкиных, там выросла царица Наталья, туда приезжал к ним Алексей Михайлович Романов — царь всея Руси. Мы знаем, что когда рождается царь Петр, то его дедушка, собственник этой усадьбы бояр Нарышкиных — Кирилл Полиектович Нарышкин завещает Алексею Михайловичу в дар монастырю эту территорию своего двора боярского. И так получается, что Наталья считает именно митрополита Петра покровителем своего рода, собственно имя Петр дается царю Петру в честь митрополита Петра, которому царица отдает дань и благодарность за знакомство и эту любовь Алексея Михайловича к ней, избравшего ее своей царицей. И вот мы видим, что благодаря этому погребению на территории обители, у входа в Боголюбский храм, между Покровской церковью и Боголюбской церковью праха двух братьев царицы, появляется интерес к этому монастырю юного царевича Петра. Наталья вскоре принимает решение строить на месте двух этих храмов Покровского и Боголюбского большой Боголюбский храм. Сегодня он великолепен в этом ансамбле — это один из последних в Москве храмов, построенных в стиле русского узорочья. И вот на этом храме мы видим впервые приложение сил царя Петра к строительству церквей. Уже после этого храма, когда он будет освящен, уже царь Петр сам принимает решение, мы видим его подписи на актах и документах о выделении средств на строительство колокольни, которая становится одним из первых строений в стиле, который в будущем нарекут московским, или нарышкинским барокко. Колокольня имеет два яруса в честь и память, и поминовение двух дядьев убиенных — Ивана и Афанасия. И получается еще, что эта колокольня становится первым объектом, вбирающим в себя три функционала — это колокольня, это храм Покрова. Петр повелевает сохранить алтарь и перенести престол разобранной, из-за строительства Боголюбской церкви, Покровской церкви обратно в храм и святые врата. Это первое такое строение. До сих пор мы знаем, что есть в зодчестве русском колокольни и врата, колокольни и храмы, чтобы святые врата, храм и колокольня — это первая находка архитекторов той поры. После этого есть уже подражания, и колокольня Новоспасского монастыря, и Данилова монастыря.

А.Пичугин

— Ну Новоспасский — это уже совсем другое.

П.Еремеев

— Это все имеет началом впервые изобретенным такое совмещение трех функций в одном сооружении при царе Петре.

А.Пичугин

— У вас очень изящная колокольня — это, мне кажется, несомненно, одно из ярких украшений нашего города.

П.Еремеев

— Поэтому она стала первым объектом, который сегодня реставрируется благодаря поддержке Мэрии города Москвы. Но это не все, ведь дело в том, что были другие восстания стрельцов. Последнее восстание стрельцов, когда Петр I бежит и его нагоняют его родственники, и патриарх приезжает к нему в лавру, бежит в Троице-Сергиеву лавру, он дает обет святому Сергию — если выживу, вернусь на Москву, то построю в твою честь два храма. Один храм преподобного Сергия в лавре и другой в моем монастыре на Петровке. Так и получилось. Нынешний трапезный храм в честь Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре — это строительство Петра I. И его уменьшенная и слегка измененная копия — Сергиевский храм на территории Высоко-Петровского монастыря. И он стоит в очень интересном месте, он стоит на месте разобранного ограждения, стены, отделявшей территорию нижней усадьбы бояр Нарышкиных — деда и бабки Петра I — Кирилла и Анны, и верхнего митрополичьего двора Петровского монастыря. После этого две территории соединяются и сегодня мы имеем два двора — исторический двор митрополичий, куда пришел митрополит Петр и основал нашу обитель Петропавловскую и нижний Царский Петровский двор, который присоединил к территории обители соответственно царь Петр. Тогда же, обустраивая на этом месте Сергиевский храм, Петр I принимает решение сохранить две постройки деда и бабки, которые стояли на нижнем дворе, и он возводит, такое было его решение, которое осуществили архитекторы той поры, поверх этих двух строений бояр Нарышкиных второй этаж каменный и почти сто лет — это длинное строение остается самым длинным зданием в городе Москве. Сегодня это здание все еще очень длинным воспринимается, идешь, оно не заканчивается.

А.Пичугин

— Конечно уже оно не самое длинное, далеко не самое, но, да, впечатляет очень, свидетельствую.

П.Еремеев

— Это по существу тоже одно из первых уже гражданских строений в стиле московского, или нарышкинского барокко. Таким образом нынешний ансамбль Петровской обители, сюда можем добавить и дом игумена тоже — это подарок игумену обители Петра I. Он там тоже бывал и более поздние постройки надо отнести их именно к эпохе и влиянию на развитие ансамбля обители Петра I и его вкуса. И в дальнейшем в Боголюбской церкви, где находит упокоение Иван и Афанасий — братья царицы и дядья Петра, находят место упокоение и дедушка, и бабушка Петра I — Кирилл и Анна, и его дядья. В том числе и его дядя Лев Нарышкин бывший министр иностранных дел его правительства, в том числе и первый комендант Петербурга и московский градоначальник и многие-многие другие. Поэтому сегодня Петровская обитель — это с одной стороны памятник архитектурный Петру I, являющий собой первые упражнения его в градостроении. А с другой стороны и место упокоения его ближайших родственников и его ближайших предков.

А.Пичугин

— Да, спасибо за такую интересную историю, рассказ об истории монастыря. У нас есть еще две темы, о которых хотелось бы поговорить. Одна из них — это тайная община в XX веке, которая, как Вы говорите, просуществовала почти до перестройки.

П.Еремеев

— Интереснейшая тема.

А.Пичугин

— Да, давайте об этом поговорим и потом перейдем уже к празднованию, непосредственно к 6 сентября, потому что собственно, хотелось бы, наверное, и наших слушателей, тех, кто будет в Москве, или живет в Москве, пригласить на праздник. Итак, тайная община.

П.Еремеев

— Тайная община Высоко-Петровского монастыря. Мы знаем прекрасно, что когда начались гонения, уже после ареста, а уже и после кончины патриарха Тихона власть постаралась сделать все, чтобы, если не подчинить себе Церковь, то уничтожить ее в лице иерархов, духовенства, мирян и монашествующих особенно. Многие священники и монахи ушли в катакомбы и благодаря этому во многом к эпохе оттепели во время Второй мировой войны, во время Отечественной войны Церковь могла выйти из подполья в лице иерархов и духовенства, и сохраниться для потомков. И вот тогда же мы знаем, что очень многие насельники обители, которые выжили, они создавали при монастыре такие тайные общины. Многие ведь выжили, не были расстреляны. Кого-то ссылали, кого-то арестовывали, шел по этапу, но многие духовные чада, которые были с ними до ареста имели склонны к монашеству — это были и мужчины, и женщины, но преимущественно это было женское монашество. И вот их тайно и постригают выжившие насельники Высоко-Петровского монастыря. И последняя из таких пострижениц — монахиня Игнатия Пузик — профессор, доктор медицинских наук, упокоенная сегодня на Ваганьково — это храм, приписанный к нашему монастырю, она то и была той самой постриженицей последнего времени, когда еще были живы насельники монастыря — мужчины иноки.

А.Пичугин

— Вы не застали насельников?

П.Еремеев

— К сожалению, монахиня Игнатия Пузик умерла уже в новейшее время, но мы с ней не были знакомы. Но ее постриг монашеский, она была инокиня, потом стала монахиней, ее постриг совершал нынешний наш насельник монастыря — игумен Петр (Пиголь). Таким образом...

А.Пичугин

— То есть, он ее постригал, но он то уже насельник новейшего времени?

П.Еремеев

— Он насельник новейшего времени, ведь монастырь был возрожден каких-то шесть лет назад, но до этого на территории обители был действующий храм Сергиевский, постепенно передавали храмы, а потом и Петровский. И он стал одним из первых священников нашего монастыря.

А.Пичугин

— Он был у нас не так давно.

П.Еремеев

— К слову скажем, ведь это преемство поколений — это преемство... мы не за руку здороваемся и те поколения передают друг другу привет и наследство — это духовное преемство. И один из первых священников нашего монастыря — отец Глеб Каледа — это ведь тоже тайный священник.

А.Пичугин

— Тюремный священник.

П.Еремеев

— Который десятилетия служил тайно, не объявляя своего рукоположения.

А.Пичугин

— Доктор наук.

П.Еремеев

— Ведь он один из первых священников нашего монастыря.

А.Пичугин

— Да, рукоположенный митрополитом Иоанном Вендландом в Ярославле.

П.Еремеев

— Через него мы тоже имеем связь с той эпохой, когда Церковь жила в катакомбах и пыталась выжить в эпоху гонений открытых, или тайных, не столь явных. Поэтому эти тайны общины Петровского монастыря — это просто уникальное нечто и интересное для всех возрастов. Сегодня мы открыли музей Высоко-Петровского монастыря, целый зал, посвященный той эпохе. Посвященный монахам, в том числе и пострадавшим, и выжившим, исповедникам и новомученикам петровским и тем монахам, и монахиням, которых мы относим к эпохе тайного монашества. Я приглашаю всех, у кого будет возможность обращаться в паломническую службу нашего монастыря, и мы покажем, и организованным экскурсиям, и таким частным посетителям, как много интересного таит вообще история катакомбных общин Петровского монастыря — это люди, их биография и удивительные вообще примеры духовной жизни. Одно то, что было послушанием для тайных монахов. Давайте задумаемся, представьте себе, монастырь, понятно абсолютно — мести двор, работать на кухне в трапезной, крутить хвосты коровам, не знаю, что там еще делать. Есть какой-то обычный монашеский быт, который предполагает направление послушания насельников обители, их смирение, их подчинение воли братии. А что же в миру, как монах в миру, а тем более тайный монах в миру, какое послушание может он являть перед Богом? И вот из писем видно наставников тайным монахам и монахиням Петровского монастыря, что такое послушание было в миру — неси свой труд в этом советском гражданском обществе достойно и пусть твоя профессия и твоя работа от совести выполняемая, будет твоим послушанием. Так они несли — профессорами, академиками становясь, так они и были до конца честными в исполнении своего ратного, или обычного труда — это и было их послушание — работа по совести и по правде. Как поучительно, как назидательно, правда ведь?

А.Пичугин

— Я напомню, дорогие слушатели, что в гостях у нас сегодня игумен Петр Еремеев — наместник московского Высоко-Петровского монастыря и 6 сентября будет престольный праздник и это в дни города Москвы. Давайте теперь уже о празднике поговорим — приятная часть.

П.Еремеев

— Вы уже успели сказать, что по совпадению, или по промыслу Божьему, один из дней памяти митрополита Петра выпадает на дни празднования дня города Москвы. Так получилось, что согласно закону города Москвы, день города выпадает на первое, а теперь уже, или на второе воскресенье сентября. И по церковному календарю на первое воскресенье выпадает день Всех святых, прославленных в городе Москве, а на 6 сентября выпадает день памяти митрополита Петра и так получилось, что еще и день памяти Петровской иконы Божьей матери. Таким образом, в первую декаду сентября мы чествуем всех московских святых, первого московского святого, первого московского иерарха — митрополита Петра, и первую чудотворную икону города Москвы — Петровскую икону Божьей Матери. И конечно поэтому для нас было очевидным, что именно этот день памяти митрополита Петра должен быть главным престольным праздником нашей обители. Хотя день кончины, представления митрополита приходится на 3 января по новому стилю, и мы тоже его празднуем. И вот третий год уже подряд совместно с Правительством Москвы, мы организуем различные мероприятия, позволяющие с одной стороны пригласить на наш праздник людей верующих, которые могут прийти на богослужения, являющиеся главным событием этого дня для обители. Ну а с другой стороны познакомить через различные светские гражданские форматы вообще горожан с именем, со служением, с историей, связанными с митрополитом Петром и его эпохой, со значением монастыря для вообще истории нашего города и страны, и конечно с историей улицы Петровка.

А.Пичугин

— Вот, день улицы Петровка же еще.

П.Еремеев

— Дело все в том, что до сих пор, в новейшее по крайней мере время, день улицы Петровка как таковой не праздновался — это была инициатива нашего монастыря и мы сегодня всячески способствуем тому, чтобы именно в день памяти митрополита Петра, которому Петровка и обязана своим вообще происхождением, праздновался и день улицы Петровка. Вспомним, что митрополит Петр по преданию прошел пешком, выйдя из деревянной Троицкой башни Кремля до Петровского монастыря и ведь вся протяженность, начиная от нынешней Кутафьей башни, Манеж, Охотный ряд, нынешняя Театральная площадь, потом Петровка — это все была Петровка в древности. Позднее она будет нарезана на куски, это будет Манеж, Моховая, Охотный ряд, а ведь раньше и Большой театр назывался Петровский театр, и площадь перед ним была Петровская площадь.

А.Пичугин

— Ну, справедливости ради, Большой театр, он в общем, частично на Петровке.

П.Еремеев

— Одним боком, но именовался Петровским и площадь перед ним тоже была Петровской. Поэтому этот светский формат, который мы для себя считаем удачным, в виде концертов, фестивалей, квестов, конференций, он позволяет наряду с главным событием этого дня — богослужение, крестный ход, сделать возможным для людей светских, может быть даже и неверующих этот день интересным и привлекательным. Мы ведь сегодня должны понимать, что вообще празднование дня города без чествования отцов основателей города, без взгляда на те, или иные аспекты жизни, всех его эпох, которым мы обязаны вообще существованием Москвы до сих пор, но он будет и не праздником и по сути будет мертворожденным проектом. Поэтому сегодня и городские власти, и Русская православная Церковь в этом смысле имеют общее мнение — необходимо в этот день особенно вспоминать и чествовать тех, кому город и горожане обязаны историей нашей столицы. Так празднуются городские праздники и в России, и за рубежом. Имя митрополита Петра и его духовного сына — князя, а впоследствии великого князя Ивана Калиты — конечно ключевые фигуры и имена в истории нашего города. Поэтому в этом году, наряду с богослужением, крестным ходом вокруг нашего монастыря, который возглавит архиепископ Феогност — наместник Троице-Сергиевой лавры, мы также предполагаем провести вечером очень интересное мероприятие. Впервые на Петровке — это будет исторический квест «Тайны древней Петровки» и он начнется он Троицкой башни Московского Кремля, Кутафьей башни и пройдет по улице Моховой, далее Театральная площадь и улица Петровка. 300 человек, то есть 30 команд с разными заданиями пройдут до Петровского монастыря и закончится этот квест большим красивым концертом в саду «Эрмитаж», который стоит как раз-таки на месте окончания Петровки в начале улицы Каретный ряд. Это очень интересный будет вечер, я приглашаю всех посетить, ну если не квест, то по крайней мере концерт.

А.Пичугин

— А Вы скажите, кто будет участвовать в концерте.

П.Еремеев

— Давайте, мы об этом правда пишем несколько иносказательно, чуть-чуть, но давайте оставим это пока за кадром. Я думаю, что будет очень интересно всем поприсутствовать, там будут награждения, всем будут вручены подарки монастырские, различные сувениры. Поэтому все пришедшие на этот вечерний концерт в сад «Эрмитаж» уйдут с подарками в руках.

А.Пичугин

— А тут кстати говоря еще на квест надо регистрироваться, судя по тому, что у меня написано, есть сайт http://kvest.vpmon.ru/.

П.Еремеев

— Да, есть страничка квеста на сайте Выоко-Петровского монастыря. Чтобы принять участие в квесте, надо зарегистрироваться — это понятно почему, мы должны сформировать команды, у команд должен быть свой командир у каждой, каждый должен будет по приходу к Кутафьей башне, зарегистрироваться и встать в ряды своей команды, получить при этом инвентарь для участия в этом квесте, мы очень подготовились, нас в этом смысле поддержало Правительство Москвы. Будут интересные и принадлежности инвентаря участников, и подарки всем участникам этого квеста. Ну и сам процесс, я думаю, что те, кто придут на этот квест, получат удовольствие от того, что они пройдут по этому маршруту, там будет и спуск в подвалы, и посещение магазинов старых на Петровке, и ресторанов, и подъем на кровли и чердаки, то есть это будет очень интересно. У каждой команды будет свой маршрут и в процессе прохождения этого исторического пути митрополита Петра уже по современному городу, участники этого квеста узнают много интересного из истории улицы Петровка.

А.Пичугин

— А самое главное — чердаки и подвалы, и крыши, спешите видеть, в Москве они закрываются с совершенно невероятной скоростью, по-моему, уже, вообще-то все закрыты, так что видимо это будет очень интересно.

П.Еремеев

— Отдельные открываются благодаря раскопкам на территории монастыря. Я думаю, что посетившие в этот день наш монастырь гости и днем, и утром на богослужении, смогут посетить и увидеть пока еще не закрытые раскопки. Ведь я напомню, что мы нашли буквально этим летом и уникальный колодец, который впервые таким раскрыт на территории России — трехуровневый в виде матрешки. Нашли древние погребения на территории обители, нашли древнюю белокаменную отмостку, то есть много всего интересного, что сегодня приоткрывается благодаря археологии, раскопкам, реставрации монастыря для москвичей.

А.Пичугин

— Единственное, что, 6 число — это вторник, рабочий день.

П.Еремеев

— Замечательно, те, кто смогут прийти на богослужение и крестный ход — должны будут отпроситься в первую половину рабочего дня.

А.Пичугин

— Это тоже квест.

П.Еремеев

— Это определенный труд, но мы завершим первую часть нашего праздника до 12 часов дня, если в 9 начало литургии, в 11 начало крестного хода по Петровке, Петровскому бульвару и Крапивенскому переулку. 11.30 предполагаем будет чаепитие и глинтвейн-питие в монастыре для согрева и вот, пожалуйста, окончание чаепития и можно ехать на работу.

А.Пичугин

— А квест?

П.Еремеев

— Квест мы делаем на вечер, мы начинаем квест в 18.00.

А.Пичугин

— А, то есть люди уже могут освободиться с работы к этому времени.

П.Еремеев

— Мы так нарочно подгадали, чтобы и у студентов, и у школьников, если будут желающие из их числа, и людей, работающих была возможность прийти по окончанию трудового дня, или учебного дня к Кутафьей башне.

А.Пичугин

— А у вас учебный год уже начинается? Я напомню слушателям, может быть кто-то не знает, или не помнит, отец Петр, еще и ректор Российского православного университета.

П.Еремеев

— Учебный год начинается везде в нашей стране 1 сентября.

А.Пичугин

— Раньше я помню у вас учебный год начинался позже.

П.Еремеев

— Дело в том, что учебный год предваряется академическим лекторием, мы в первые 10 дней приглашаем государственных, общественных, церковных деятелей для того, чтобы они выступили перед нашими вновь поступившими студентами с рассказом о своей жизни, рассказав в том числе о своем пути к Богу, показав, может быть перспективы для студентов работы, профориентирования в будущем и вместе с тем сохранения своей веры и с развитием своей жизни, своего мировоззрения. Но 1 сентября мы служим молебен и начинаем учебный год.

А.Пичугин

— Ну что же, спасибо! Я напомню, что мы сегодня говорили с отцом Петром Еремеевым — игуменом, наместником Высоко-Петровского московского монастыря в преддверии 6 сентября, когда будет отмечаться престольный праздник этой обители — день памяти святителя Петра митрополита Киевского, но и митрополита Московского. Давайте подведем итоги, в этот день будет праздничная служба, крестный ход, потом чаепитие и глинтвейн-питие, потом небольшой перерыв в несколько часов и после шести вечера, когда уже люди... все-таки 6 сентября — это вторник, люди, которые освобождаются после работы, могут принять участие в замечательном мероприятии — историческом квесте, который организован совместно со Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, Высоко-Петровским монастырем и садом «Эрмитаж», в котором квест завершится праздничным концертом. Участников концерта отец Петр наотрез раскрывать отказался. 300 человек примут участие в этом квесте, чтобы попасть в это число нужно зарегистрироваться на сайте http://kvest.vpmon.ru/. Спасибо большое, отец Петр за то, что пришли к нам сегодня! Прощаемся с вами, с нашими слушателями. Я — Алексей Пичугин, всего доброго и будьте здоровы!

П.Еремеев

— С наступающим праздником

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Живут такие люди
Живут такие люди
Программа Дарьи Виноградовой Каждый из нас периодически на собственном или чужом примере сталкивается с добрыми, вдохновляющими историями. Эти истории — наше богатство, они способны согревать в самое холодное время. Они призваны напоминать нам, что в мире есть и добро, и любовь, и вера!
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Вы любите кино, или считаете, что на экранах давно уже нечего смотреть? Фильмы известные и неизвестные, новинки и классика кино – Юрий Рязанов и его гости разговаривают о кинематографе.
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.
Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».

Также рекомендуем