Остров Кипр. Четвертый век. По городку под названием Тримифунт шел, опустив голову, бедняк...
Бедняк:
— Я так беден, что нет у меня даже малого количества зерна для посева... Семья моя обречена на голод... Как приду я к ним сейчас и буду смотреть в глаза?.. ...Вот дом нашего епископа Спиридона, зайду к нему, попрошу помолиться обо мне. Здравствуй, владыко!
Святитель Спиридон:
— Здравствуй, чадо! Чем опечален ты?
Бедняк:
— О, отче, пошел я просить у купца дать мне в долг немного зерна, обещал отдать ему с лихвой, но он потребовал от меня денег, а у меня нет ни одной монеты.
Святитель Спиридон:
— Не унывай, чадо, ведь ты христианин. Положись на Бога и помни: никто из уповающих на Него не погибнет.
И сколько еще было таких бедняков, которые шли к Тримифунтскому епископу! Кому-то сам он на следующий день нес немного денег или зерна, кому-то давал в долг, кому-то просто говорил несколько слов поддержки. И за всех молился. Существует немало свидетельств, как чудесным образом после молитвы святителя отступали беды. И всем, кто приходил к святому с благодарностью, он отвечал одно и то же:
— Не меня благодари, чадо, а Всемогущего Бога. Иди и расскажи об этом удивительном чуде, пусть знает люд, что Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.
**
Имя Тримифунтского епископа Спиридона в четвертом веке было известно далеко за пределами Кипра.
С детства привыкший к труду и молитве, он, и став епископом, не менял свой образ жизни, и потому на иконах он обычно изображен в пастушеской шапочке. Подвижник разводил овец, трудился на своем огородике, помогал нуждающимся. По молитвам святого было явлено немало чудес, пробуждались мертвые, укрощались стихии.
В 325 году святитель Спиридон принял участие в Первом Вселенском Соборе в городе Никея. Там он, молчаливый обычно, вдруг вступил в состязание с греческим философом, который защищал арианство — учение, что Христос не Бог, а Его творение.
Святетель Спиридон:
— Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес. Мы веруем, что Он Единосущен Отцу, и веруем без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно.
Философ:
— И я верую, отцы! Пока мы состязались в ораторском искусстве, я мог опровергнуть все ваши доводы и обвинения. Но в словах этого старца какая-то особая сила, и мне нечего возразить. Все мои слова — бессильны. Его устами говорил Сам Бог.
Существует легенда, будто чтобы показать Единство Троицы святой взял в руку кирпич и сжал его — вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руке: «Вот три стихии, а кирпич один, — сказал епископ, — так и в Пресвятой Троице — три Лица, а Божество Едино».
Многие ариане отказались тогда от своих заблуждений, а великими отцами Церкви была принята четкая формула вероисповедания. Она была дополненная через 56 лет следующим Вселенским Собором, и сегодня мы знаем ее как Символ веры.
**
Святитель Спиридон служил в церкви в самом центре Тримифунта. Однажды на службе совсем не было прихожан. И вдруг по всему городку разнеслось удивительное пение. Это хор невидимых ангелов подпевал святому. Все жители городка бросились к храму и больше не пренебрегали общей молитвой.
На месте этого храма был построен монастырь, но после турецкой оккупации в 70-е годы ХХ века он был разграблен, и сейчас в нем расположены казармы. Нетленные мощи святителя находятся на греческом острове Корфу, но считается, что тримифунтский чудотворец не перестает странствовать по земле, помогая всем, кто обращается к нему с молитвой. А греческие священники раз в год меняют износившиеся бархатные башмачки с ног святого.
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.