Часто приходится слышать, что в гимназиях дают не простое, а "классическое" образование. Но что это означает напрактике? Уклон в гуманитарные дисциплины или нечто иное? Об этом рассказывает директор московской классической гимназии при греко-латинском кабинете Елена Шичалина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях директор одной из лучших гимназий города Москвы – классической гимназии при греко-латинском кабинете, Елена Федоровна Шичалина. Здравствуйте, Елена Федоровна!
Е.Ф.Шичалина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Ваша школа называется классическая гимназия, а что это такое? И что такое вообще классическое образование?
Е.Ф.Шичалина
— Классическое образование – это образование традиционное для России, которое было у нас до революции. Классическое образование в высших учебных заведениях было восстановлено в советское время, существовали кафедры классической филологии Московского университета, кафедра древних языков исторического факультета. Но, форма гимназии как таковая начала возрождаться в 1990-е годы, в частности наша инициатива греко-латинского кабинета была по воссозданию традиционного для России учебного заведения.
С.Бакалеева
— А сейчас есть еще классические гимназии кроме вашей?
Е.Ф.Шичалина
— Классическая гимназия как таковая есть в Петербурге замечательного уровня, но она государственная и построена немножко на других принципах, она скорее проводит традицию немецкого классического образования, школа не православная, и поэтому немножко другой аспект. Наверное, есть и другие классические гимназии, но, насколько я знаю, древнегреческий язык в таком объеме, только в нашей гимназии преподается.
С.Бакалеева
— А древнегреческий – это обязательная часть такого образования?
Е.Ф.Шичалина
— Древнегреческий и латинский – это обязательная основа классического образования, к которому обязательно добавляется еще и блок математики, и естественных дисциплин, современные языки, ну, и конечно, тот цикл, который в себя включает закон Божий и предметы с ним связанные, как-то, церковное пение, например. Классическая гимназия наша предполагает именно такое изучение древних языков, которое к концу курса, ну а именно к девятому классу предполагает чтение подлинных авторов, таких, как Ксенофонт, Платон, Цицерон, Цезарь, поэты – Вергилий, Гораций, чтение духовных текстов.
С.Бакалеева
— Изучение античных авторов, не противоречит ли православному воспитанию, которое ваша школа тоже дает?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что не противоречит – это безусловно, достаточно вспомнить, что наши вселенские учители – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в чью честь был наш храм открыт, во имя этих трех святителей, они же учились в Афинах, они учились на тех самых образцах, которые мы даем детям. Я должна сказать, что если мы возьмем русскую литературу, то, наверное, и здесь, совсем не все тексты будут подходить для православного воспитания. Это можно говорить о любой литературе, любых текстах. Но ведь вопрос не в том, чтобы уберечь детей от чего-то, что все равно попадет к ним в руки, или попадет под глаза. Вопрос в том, как сформировать их отношение к тому, что они читают, или видят.
С.Бакалеева
— А вы что-то по программе из литературе обычной, общеобразовательной выбрасываете по этому признаку, вот по этому критерию, что это не нужно детям?
Е.Ф.Шичалина
— Обычно я сторонница того, чтобы не изучать в православной школе, в классической гимназии в частности, сочинение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сочинение очень, с одной стороны, безусловно гениально талантливо, очень серьезное. С другой стороны, мне кажется оно порочным по своей сути. Объяснить это детям в возрасте, когда они еще… даже заканчивают гимназию, мне кажется, рано. Поэтому, можно ограничиться другими сочинениями, я просто привожу конкретный пример,
С.Бакалеева
— Но в целом, Вы предполагаете, что дети должны сами сделать выбор с помощью учителя, да?
Е.Ф.Шичалина
— Конечно, дети делают выбор и с помощью учителя, и с помощью родителей, ну, главным образом, конечно, с помощью тех, кто им преподает. И, в данном случае, любое образование, в особенности классическое, оно основано на выборе материала. Собственно говоря, специфика нашей школы заключается в том, что мы стараемся преподавать детям на классических замечательных образцах, на которых вся Европа учила всегда своих детей. На Гомере, на Данте, на французских классических авторах – Мольер, Лафонтен, на Байроне, если взять англичан. Это, на самом деле, их не так много, не так много сочинений в мировой литературе, о которых можно сказать, что без них нельзя, так сказать, сформировать культурного человека. А есть целый ряд сочинений маргинального характера, которые дети могут прочитать сами, могу не прочитать, и уже на своем сформированном, так сказать, отношении к вопросу, они сделают правильные выводы.
С.Бакалеева
— То есть, дело не в том, чтобы оградить их, а научить делать выбор, правильно я понимаю?
Е.Ф.Шичалина
— Безусловно, оградить вообще ни от чего нельзя, я в этом абсолютно уверена. Очень многие родители расстраиваются глубоко, когда их дети в возрасте пятого-шестого класса вдруг начинают какие-то слова нехорошие употреблять, или начинают интересоваться вещами, которые с точки зрения родителей совершенно невозможны с обликом их ангелоподобного ребенка. Ребенок живой, он растет, он воспринимает действительность вокруг себя в ее полном объеме, и должен воспринимать в полном объеме. А мы взрослые, педагоги в первую очередь, и родители, не знаю, кто раньше, и те и другие, равным образом, как мне кажется, должны все время четко указывать, что хорошо, что плохо и почему.
С.Бакалеева
— Неужели действительно классика помогает делать этот самый выбор, ведь современный мир настолько, на мой взгляд, далек от классики, каким образом это происходит?
Е.Ф.Шичалина
— Он далек от классики только потому, что людям не приходит в голову обращаться к древним текстам и читать их. Когда же мы их читаем, то оказывается, что нет ничего более актуального, чем рассуждения Цицерона об обязанностях, например, или того же самого Платона, или Аристотеля. Ведь люди были очень мудрые, у них было очень много времени для того, чтобы осмыслять, что они писали, они не спешили. И восприятие этих мыслей, оно помогает воспринимать мир таким, как он есть, они…
С.Бакалеева
— То есть, дети выходя за ваши стены, не чувствуют противоречия, что вот в школе было одно, одни выходят и совершенно видят другой мир?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что меня немножко волнует, то, что меня расстраивает, и не может не расстраивать, как и всех, они часто испытывают тоску, когда они уходят из школы. Они испытывают тоску по тем разговорам, которые были в школе, по той серьезности отношения к вопросу, который был…
С.Бакалеева
— Не хватает глубины, да?
Е.Ф.Шичалина
— Да, некоторые уходят из высших учебных заведений, потому что они не удовлетворены тем, как строится учебный процесс. Некоторые, слава Богу, находят себя сразу и попадают в хорошие руки и тогда действительно себя полностью реализуют, есть и такие, конечно. Но, многие не могут найти общего языка со своими сверстниками, потому что интерес на уровне журналов, модных групп и прочего, оказывается для них не слишком интересен, не слишком плодотворен. Они хотят большего. Вот здесь сложно, потому что приходится, ну мы с радостью работаем с выпускниками, с ними много беседуем, они обращаются к нам, приходят в школу, некоторые преподают.
С.Бакалеева
— Поддерживают ли отношения они друг с другом?
Е.Ф.Шичалина
— Друг с другом поддерживают.
С.Бакалеева
— Может быть в этом выход?
Е.Ф.Шичалина
— И в этом есть выход, безусловно. Конечно, хотя разные годы, выпуски, они же ведь оказываются разного возраста и оказываются в разных пластах что ли временных, но тем не менее, наверное надо этим заниматься еще больше и еще раньше, начиная уже с пятого класса объяснять детям и показывать, как строить свою жизнь таким образом, чтобы она была интересная и полноценная. Чем можно заниматься помимо своей непосредственной специальности. И я обращаю внимание на такую тоже вещь, которая очень пугает, расстраивает, вот, дети очень часто не видят ничего вокруг себя, это очень трудно, обратить их взор на то, что вокруг них есть – природа, люди, что все люди нуждаются постоянно во внимании других людей.
С.Бакалеева
— Этого нет у них в природе, этому нужно научить?
Е.Ф.Шичалина
— Наверное, в природе у всех все есть, но все это надо развивать и все это надо показывать и объяснять, нужно объяснять какие-то предельно простые вещи. И наверное, в этом собственно воспитание и так сказать… Когда Вы говорите о православном воспитании, то здесь, пожалуй, ключ к такому формированию ребенка заключается в том, что православие прежде всего, во-первых, обращает нашу душу к любви, то есть, убирает из нее все элементы агрессии, в каком бы то ни было направлении. А с другой стороны, дает нам возможность некоторых ограничений в нашей жизни сознательных, которые невероятно важны в особенности в детском возрасте. В нашей школе для детей пост соблюдается почти условно, детям нужно пить молоко, им нужно хорошо питаться, они занимаются. То есть, это идет на уровне отказа только от мясных продуктов.
С.Бакалеева
— Но это практикуется, такой пост?
Е.Ф.Шичалина
— Это практикуется, безусловно, и я знаю детей, которые постятся очень серьезно и очень глубоко, но это их право, это их дело, я говорю о позиции школы. Но даже вот этот небольшой ограничительный момент, в особенности, если он поддерживается дома – это невероятно воспитывающий момент, потому что он воспитывает прежде всего терпение, терпимость, учит владеть собой, а Цицерон еще говорил, что самое сложное – это управлять самим собой. И именно в этом и состоит, собственно говоря, воспитание.
С.Бакалеева
— Мало где и мало в чем еще можно потерпеть в нашем мире, и никто не предлагает себя в чем-то ограничивать, наоборот, все предложения свои выполнить желания.
Е.Ф.Шичалина
— Меня в общем поражает то, что в основном сейчас люди занимаются, ну так, по моим наблюдениям, раньше мы стремились как-то себя как можно больше реализовать в своей специальности, например, в своей профессии. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что очень многие молодые люди, которым предлагаешь работу, прежде всего выясняют сколько это будет занимать времени, останется ли у них время, как они говорят, на что-то другое. Это конечно верно, оно безусловно нужно всем время, но как-то… вот не видишь этой полной отдачи своему делу, потому что люди все время хотят отдыхать и развлекаться, отдыхать и развлекаться, а в общем-то, отдых, он прежде всего, на мой взгляд, в смене деятельности. Вот, когда люди увлекаются чем-то помимо своей работы, то это всегда дает очень хорошие результаты.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Елена Федоровна. У меня в гостях была Елена Федоровна Шичалина - директор классической гимназии при греко-латинском кабинете. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.