

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Помню, в одной книге о молитве меня в свое время поразила мысль, что — цитирую — «мы не знаем даже, как молиться, а если молимся, то молимся — не сами. Никто не может молиться иначе, как только Духом Святым. Молитва есть не что иное, как действие в душе твари ее Творца — за этим Бог и послал в сердца наши Духа, молитвенно вопиющего из наших сердечных недр». Конец цитаты. Речь здесь о том, что в христианстве называется благодатью Святого Духа — действием Бога в самом сердце человека в ответ на стремление человека к Богу, в ответ на его внутреннее духовной усилие, в ответ на смирение.
Слово «благодать» давно уже обросло ассоциациями, не связанными с религией. А между тем именно здесь — самый настоящий, самый глубокий его смысл. Благодать — благой дар. Кто-то дарует человека благо или благость. Трудно говорить словами о тайне. О том, чему нет аналогий. Трудно пытаться выразить невыразимое. И сказать, что такое благодать… И едва ли не единственное, что можно сделать — это просто посмотреть: на какую проблему в жизни человека указывает христианство, когда говорит о благодати? Чего человеку не хватает и что восполняет благодать? Иными словами, почему, с христианской точки зрения, человеку нужно, чтобы в его сердце подействовал Сам Бог? Послушаем, как над этими и другими вопросами размышляют духовно опытные пастыри и просто интересные христианские авторы.